Грузинская команда EastFruit подводит итоги 2020 года, вспоминает основные события и делится ссылками на наиболее резонансные материалы плодоовощной тематики.
В целом 2020 год был преимущественно позитивным для плодоовощного сектора Грузии. Показатели экспорта выросли до рекордных уровней, а объёмы производства почти всей экспортной продукции в 2020 году были существенно выше, чем в предыдущем сезоне. Соответственно, выручка плодоовощного сектора Грузии, по предварительным оценкам аналитиков EastFruit, может вырасти в 2020 году на 40% и достичь $185 млн. При этом импорт плодоовощной продукции, наоборот, снизится на 3-5% до $100 млн. И хотя Россия остаётся крупнейшим рынком сбыта, и экспорт в РФ вырос на 45% за год, но экспорт в Германию рос быстрее – за год он увеличился более чем в два раза.
Наибольший прорыв в экспорте, с точки зрения выручки, совершил фундук, который постепенно восстанавливается после ущерба, нанесённого отрасли мраморным клопом. Экспорт грузинского фундука вырос более чем на 40%. Также отметим резкий прирост экспорта персика и нектарина (более 70%), мандарина (на 30%), хурмы (на 27%), голубики (в 4 раза), других ягод и даже апельсина! Экспорт свежей сливы из Грузии вырос более чем в 13 раз за год до рекордных 2,8 тыс. тонн!
Однако вернёмся к событиям 2020 года в хронологическом порядке.
С самого начала 2020 фермеры прогнозировали высокий урожай фундука, голубики, персиков и нектарин, яблок. Однако из-за пандемии COVID-19, год начался не так уж и позитивно – государство приняло достаточно жесткие меры по борьбе с вирусом с самого начала пандемии, что создавало трудности с проведением полевых работ весной. Кроме того, были закрыты аграрные рынки, которые являются единственными рынками сбыта для многих мелких и средних фермеров Грузии.
После непростой весны, лето началось очень позитивно, благодаря успешному сезону производства, уборки и экспорта голубики. Сезон сбора голубики в 2020, основная часть которого приходится на июнь, был позитивным как по ценовым показателям, так по спросу на экспортных рынках. Точнее на одном рынке, так как почти вся голубика из Грузии была экспортирована в РФ.
По итогам сезона Грузия экспортировала до 700 тонн голубики и только в июне получила $2,41 млн экспортной выручки. По мнению аналитиков East-fruit, при сохранении таких темпов производства, Грузия может войти в число 25 крупнейших мировых экспортёров голубики в ближайшие несколько лет.
В голубичной тематике особое внимание было привлечено к скандалу вокруг банкротства крупнейшего производителя голубики Грузии Vanrik Agro. Вот материалы в хронологическом порядке: аукцион о банкротстве, обвинения одной стороны и обвинения другой стороны. Похоже, сезон 2020 оказался для нового владельца успешным, потому что Foresight Investment Group, выкупивший активы Vanrik Agro, по окончанию сезона, пообещал расширить плантацию до 260 гектаров.
В отличие от голубики, 2020 оказался не очень прибыльным для производителей малины и ежевики, для которых основной проблемой стали качество и сбыт продукции. Фермеры обращают внимание на неправильные решения, принятые при закладке садов. В этом году причиной низкого качества ягод был, в первую очередь, солнечный ожог плодов, что снизило цены на ягоды в течение сезона и, как следствие, доходы фермеров. Пандемия оказала негативное влияние на спрос на местном рынке, а закрытые для туристов границы еще больше усугубили положение ягодников.
В этом году в Грузии также был высокий урожай как яблок, так и персиков. Оба этих продукта имеют важное экспортное значение для Грузии, и в их производстве задействованы тысячи фермеров. Спрос на грузинские яблоки и персики на российском рынке в этом году особенно вырос из-за приемлемых цен на грузинские яблоки и дефицита яблок в Молдове, которая резко снизила урожай из-за засухи. На конец декабря экспорт яблок принес Грузии $3,4 млн, и 95% всех экспортных поставок (7,6 тыс. тонн) было осуществлено в Россию. Но также высока доля некондиционных яблок и государство даже доплачивало за их переработку.
Ореховоды, выращивающие фундук в Грузии, несомненно занесут себе 2020 год в актив. К концу года объем экспорта грузинского фундука нового урожая в денежном выражении составил $70,7 млн и был на 43,7% выше показателя годичной давности ($49,2 млн). Более 72% всего экспортного объема приходится на страны Евросоюза. Другой важной новостью для сектора фундука стал новый инвестиционный проект швейцарской шоколадной компании Camille Bloch, которая инвестирует в этот сектор 10 миллионов долларов.
В последние несколько лет закладка садов орехоплодных культур грецкого ореха (пример компании Walnuts.ge), миндаля («Грузию даже сравнивают с новой Калифорнией в производстве миндаля») и фисташки (расширении коммерческой плантации фисташки в Грузии до 400 га) в Грузии стала привлекательной инвестицией. Но большинство садов пока новые, хотя в будущем производители предполагают, что Грузия станет экспортером ореховых культур.
В то же время у некоторых производителей все же есть трудности в выращивании популярного сорта «Чандлер». Однако и эти проблемы можно решить, и как именно – рассказал известный эксперт Звиад Бобокашвили в этом материале.
Параллельно с закладкой ореховых садов производители также инвестируют в перерабатывающие предприятия – в стране наблюдается бум строительства переработки грецкого ореха, чтобы в будущем иметь продукцию экспортного качества. Строятся в Грузии также и предприятия для переработки миндаля, а также идёт сертификация предприятий по Global G.A.P.
Высокий интерес в Грузии вызвали видео с Youtube-канала EastFruit по ореховодству, а именно: «Уборка грецкого ореха сорта Чандлер в крупнейшем современном саду Грузии с сушкой и переработкой орехов Агровия GE», «Семилетний сад грецкого ореха Чандлер в Калифорнии», «Как получить 3 тонны грецкого ореха с гектара на третий год после посадки», «Технологии, техника, экономика выращивания и маркетинга миндаля в Калифорнии» и «Технология выращивания фисташки в Калифорнии».
Еще один стратегический продукт Грузии — это мандарин. Ожидается, что в этом году в Грузии будет собрано до 40 тысяч тонн мандаринов. В начале сезона существовали негативные ожидания относительно спроса на грузинские мандарины на экспортных рынках из-за пандемии, к тому же начало сбора цитрусовых совпало с эскалацией конфликта между Арменией и Азербайджаном. Однако по состоянию на конец года Грузия уже экспортировала до 30 тысяч тонн мандарин, основные экспортные рынки – РФ, Армения и Украина. В этом году правительство Грузии также субсидировало нестандартные мандарины.
Большой интерес вызывала и наша публикации о сравнении экспорта плодоовощной продукции в расчёте на одного жителя страны. Оказалось, что, если учитывать население, то Грузия в расчёте на одного жителя уже экспортирует больше овощей, фруктов, ягод и орехов, чем, например, Узбекистан.
Кроме того, в 2020 году мы сделали большую аналитическую работу, определив 7 главных событий, повлиявших на плодоовощной бизнес Грузии за последние 10 лет. Прочитать материал и посмотреть видео по этой теме в двух частях можно по следующим ссылкам: часть 1 и часть 2.
Мы также сделали несколько аудитов плодоовощных отделов супермаркетов Тбилиси, которые оказались весьма интересными и полезными для рынка. В июне лидерами были Carrefour, Agrohub и Fresco (часть 1, часть 2). Затем мы провели опрос поставщиков, и узнали, с кем из супермаркетов поставщикам свежих овощей и фруктов Грузии работать наиболее удобно и выгодно, а также почему. А уже в ноябре 2020 года мы обнаружили резкую смену лидеров на рынке плодоовощного ритейла Грузии.
Помимо относительно традиционных многолетних культур, в Грузии есть благоприятные условия (12 климатических поясов!) для выращивания таких теплолюбивых культур как хурма, гранат, оливки. Потенциал промышленного выращивания в условиях Грузии есть, по мнению экспертов, даже у таких экзотических культур как: унаби (зизифус), фейхоа, японской сливы, каштана и даже авокадо.
Это открывает для Грузии новые возможности по развитию плодоовощного бизнеса, и мы надеемся что 2021й год станет годом реализации хотя бы части из этих возможностей.