ГлавнаяПлодоовощной рынокОбзоры рынкаУзбекистан: топ-10 главных плодоовощных событий 2021 года (часть I)
АктуальноНовостиОбзоры рынкаЭксклюзив

Узбекистан: топ-10 главных плодоовощных событий 2021 года (часть I)

Чем запомнился 2021 год участникам плодоовощного бизнеса Узбекистана и какие значимые события в нем можно отметить?

Как и предыдущий, этот год выдался непростым для плодоовощного сектора страны, особенно для фруктового бизнеса. Погодные аномалии в зимние месяцы и заморозки в начале весны нанесли серьезный ущерб урожаю многих косточковых видов фруктов. Как следствие, цены на эти фрукты были на высоких уровнях, что привело к снижению объёмов экспорта и внутреннего потребления.

А вот овощеводы вряд ли станут жаловаться: «золотая» морковь, рекордно дорогие капуста, свекла и лук при росте объёмов экспорта помогли им неплохо заработать. Также огромное внимание в мире привлёк рекордный объем импорта картофеля в Узбекистан, который вошёл в число мировых лидеров по этому показателю.

Также мы отметили новые интересные тренды в экспорте плодоовощной продукции, принятие масштабной программы поддержки плодоовощной отрасли страны, продолжающиеся проблемы тепличного бизнеса и активную экспансию иностранных ритейлеров на пока ещё сравнительно свободный рынок Узбекистана. Ну и не забываем о нишевых культурах и новых возможностях, особенно на фоне рекордно высоких цен на ягоды!

Поскольку материал получился объёмным, эксперты EasrFruit разбили его на две части. В первую часть вошли топ-5 главных события, а во вторую — ещё пять важных моментов + небольшой бонус для тех, кто смог дочитать до конца! Итак, начнём с главного.

  1. Погодные аномалии в зимние месяцы и начале весны

Несомненно, именно погодные аномалии стали темой номер 1, повлиявшей на все остальные аспекты деятельности и производителей овощей, фруктов и орехов Узбекистана и тех, кто занимается торговлей и переработкой плодоовощной продукции и, конечно же, потребителей.

Начиная с первого месяца 2021 года, погода стала преподносить сюрпризы для садоводов Узбекистана, причем сюрпризы неприятные.  Установившаяся с конца января аномально теплая погода для этого времени года привела к слишком раннему пробуждению природы – во второй и третьей декаде февраля в южной части и средней полосе Узбекистана расцвели миндаль, абрикос и черешня. Это был первый сюрприз погоды, не предвещавший ничего хорошего, поскольку средняя температура в течение года – величина относительно постоянная. Иначе говоря, подобное аномальное потепление увеличивало вероятность резкого похолодания или заморозков в начале календарной весны.

Следующий сюрприз не заставил себя долго ждать, в конце февраля сбылись худшие опасения садоводов – со стороны Поволжья пришел холодный антициклон. В пик цветения косточковых видов фруктовых деревьев (15-20 февраля) в столице Узбекистана было +26 днем и +18 ночью, но спустя всего неделю температур воздуха опустилась до -5 днем и -9 ночью. Такая погода продержалась 2-3 дня, и этого было достаточно, чтобы погубить цветы на деревьях. EastFruit провел выборочный опрос садоводов и фермеров с многолетним опытом из разных регионов страны и опубликовал предварительные оценки ущерба от этих заморозков.

Третий сюрприз и вторые по счету заморозки «пришли» после двухнедельного потепления с момента первых заморозков конца февраля. 13 марта с севера пришел новый холодный циклон. Уже 14 марта температура воздуха резко упала по всей стране, за исключением Ферганской долины. В Каракалпакстане, Хорезме, некоторых районах Навоийской и Самаркандской областей снегопад и сильные порывы ветра привели даже к повреждению линий электропередач. В итоге, под ударом вторых по счету заморозков вновь оказался урожай косточковых в центральной и средней полосе страны. Узбекская команда EastFruit вновь провела опрос для оценки ущерба будущему урожаю косточковых видов фруктов и миндаля. На этот раз были охвачены все регионы и опрошены более 30 садоводов и фермеров из разных областей Узбекистана, которые в сумме формируют 95% общего объема производства плодов и ягод в республике. Оценки потерь по абрикосу, черешне, персику, сливе и миндалю по регионам страны были опубликованы в конце марта 2021 года.

Кстати, после заморозков, к нам начали часто обращаться садоводы с просьбой рассказать о мировом опыте в сфере защиты от заморозков. Поэтому мы подготовили объёмный материал «Как защитить сад и виноградник от заморозков? Методы защиты, их эффективность, стоимость и доступность» и даже нашли поставщиков этих решений.

2. Импорт картофеля в Узбекистан впервые превысил полмиллиона тонн

 С начала января по 20 декабря 2021 года Узбекистан импортировал 516,2 тыс. тонн картофеля, что уже на 23% больше импорта за весь 2020 год. Предыдущий рекорд был зафиксирован в прошлом году: по оценкам аналитиков EastFruit, импорт товарного картофеля в Узбекистан в 2020 году составил 421 тыс. тонн.

Картофель стал главной импортной позицией плодоовощного сектора Узбекистана за последние несколько лет. Вплоть до 2016 года годовой объем импорта картофеля не превышал 50 тыс. тонн в год, а в 2017 году импорт этой продукции составил 194 тыс. тонн. Соответственно с 2017 по 2021 год, объем импорта вырос 2,7 раз.

Кстати, столь высокий импорт картофеля в 2021 году можно считать достижением, т.к. Узбекистану реально угрожал острый дефицит картофеля на фоне резкого сокращения его производства в России и ряда других причин. Однако на данный момент ситуацию можно считать контролируемой, а цены на клубнеплод удалось стабилизировать. Правда они и далее на 56% выше, чем в это же время 2021 года.

Чтобы уменьшить объемы импорта картофеля, в стране планируется резко увеличить площади посадки картофеля в следующем году. По информации Национального информационного агентства Узбекистана, прогнозируемая площадь посадки картофеля в 2022 году составит 122 тыс. гектаров, что на 40% больше, чем в 2021 году. Решением правительства о размещении различных видов культур на землях сельскохозяйственного назначения, в 2021 году было предусмотрено 86,5 тыс. гектаров под посадку картофеля.

Однако эти планы, скорее всего, не будут реализованы. Всё упирается в объективный дефицит посадочного материала, поскольку Узбекистан, в силу климатических особенностей, пока что не может выращивать качественный семенной картофель, и вынужден его импортировать. Импортный же семенной картофель обходится слишком дорого, что делает и товарный картофель, выращенный в Узбекистане, слишком дорогим. При этом в 2021 году цены на семенной картофель в большинстве стран мира, откуда Узбекистан его покупает (Россия, Казахстан, Нидерланды, Германия и Пакистан), резко выросли. Также выросла стоимость его транспортировки. Соответственно, большой вопрос — удастся ли вообще хотя бы на 1% увеличить площади под картофелем.

Кроме того, в июле 2021 года Министерство сельского хозяйства Узбекистана и Международный центр картофелеводства (CIP) приступили к реализации пятилетней программы «Улучшение продовольственной безопасности и устойчивости к изменению климата в Узбекистане путём селекции и семеноводства картофеля и батата». Ожидаемый результат от этой программы – увеличение урожайности производимого в республике картофеля как минимум на 30%.

Еще в начале 2021 года аналитики EastFruit детально изучили ситуацию с импортом картофеля в Узбекистан и пояснили в обширном материале «Картофель Узбекистана – чем обусловлены высокие цены и можно ли их снизить в будущем?», почему Узбекистану будет крайне сложно избежать роста импорта клубнеплода в ближайшие годы. Как видно, прогнозы аналитиков пока что сбываются.

3. Обнуление импортных пошлин на яблоко, грушу, цитрусовые плоды и на другие фрукты

В октябре 2021 года правительство Узбекистана приняло решение стимулировать импорт ряда фруктов, освободив их ввоз из других стран от уплаты импортных пошлин. В перечень таких фруктов были включены как широко потребляемые, такие как свежие яблоки, груши и айва, так и довольно экзотические: бананы, плантайны (свежие или сушеные), киви, цитрусовые свежие или сушеные, свежие или сушеные финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго и мангостин или гарциния и свежая папайя. До принятия такого решения, при импорте этих фруктов применялась ставка таможенной пошлины в размере от 10 до 20%, но не менее $0,2 долларов США за кг.

Буквально на следующий день после обнародования соответствующего постановления правительства Узбекистана, EastFruit опубликовал материал, в котором аналитики разбирались в том, что это означает для фруктового бизнеса страны, не повредит ли это местным производителям и как это отразится на ценах фруктов и объёмах их торговли.

С момента объявления данного решения правительства страны прошло немногим более двух месяцев. Из списка фруктов, на которые пошлину обнулили, EastFruit еженедельно отслеживает оптовые цены по следующим: банан, апельсин, мандарин, яблоко и груша. Поэтому мы можем частично оценить эффективность подобного решения правительства.

Оптовые цены на апельсин в Узбекистане в данный момент составляют 16 000 сум/кг ($1,5). А это значит, что в данный момент апельсин в Узбекистане стоит на 33% дешевле, чем на аналогичную дату 2020 года. Если же учесть резкий рост затрат на логистику за прошедший год, то этот результат, можно сказать, превосходит все ожидания и является безусловно очень позитивным для потребителей страны, которая сама, в силу климатических особенностей, выращивать апельсин в больших объёмах не может.

Оптовые цены на мандарин по состоянию на 24 декабря 2021 года составляют 11 000 сум/кг ($1,0) и они почти в 2 раза ниже, чем на аналогичную дату 2020 года! Оптовые цены на банан снизились до 16 000 сум/кг ($1,5) и были по состоянию на конец декабря 2021 года на 11% ниже, чем на аналогичную дату 2020  года. Другими словами, снижение импортных пошлин позволило потребителям Узбекистана получить более полный доступ к важным для здоровья в зимний период фруктам, не выращивающимся в Узбекистане, по значительно более низкой цене.

Что касается яблока и груши, то ситуация по ним пока что совершенно противоположная. С 22 октября по 24 декабря 2021 года средние оптовые цены на яблоко выросли на 40-64%. По сортам ситуация следующая: «Ренет Симеренко» подорожал на 64%, «Голден Делишес» – на 60%, а «Грэнни Смит» — на 40%. В среднем,  яблоко по состоянию на конец декабря 2021 года продавалось в Узбекистане в 2,3 раза дороже, чем в конце декабря прошлого года.

За этот же период средние оптовые цены на грушу выросли на 25%. По состоянию на 24 декабря средняя оптовая цена на грушу составляет 25 000 сум/кг ($2,3), что на 25% выше, чем на аналогичную дату 2020 года.

Однако стоит заметить, что это совершенно не значит, что обнуление пошлин на импорт этих фруктов в Узбекистане не сработало. Если бы пошлина не была отменена, то цены на яблоко и грушу были бы ещё выше. Главной же причиной роста цены стали погодные аномалии, описанные в пункте первом нашего обзора, которые привели к снижению внутреннего производства. Импортные же яблоки оказываются сравнительно дорогими по причине роста стоимости транспортировки в 2-3 раза за этот год и большой географической отдалённости Узбекистана от главных центров мирового производства яблока.

4. «Золотая» морковь 2021 года

В Узбекистане среднедушевое потребление моркови выше, чем в странах Восточной Европы. Главная причина состоит в том, что морковь является важнейшим компонентом самого известного традиционного блюда узбекской кухни – плова. Хотя до 2021 года себестоимость плова определялась ценами на мясо, риса и растительного масла, то при сложившихся ценах на морковь в 2021 году, ее удельный вес в себестоимости приготовления плова стал куда более весомой, ведь цены на морковь буквально побили все рекорды.

Все началось с ажиотажного спроса на морковь и свеклу на российском рынке, где владение морковью и свеклой уже в шутку называли новыми символами богатства. Естественно, что российские импортёры стали закупать морковь и свеклу во всех соседних странах, включая Узбекистан, что и стало причиной стремительного роста цен на морковь на внутреннем рынке. В материале, опубликованном в июне 2021 года «Даже узбекский плов дорожает из-за высоких цен на морковь и свеклу в России!» было показано, как динамика цен на морковь в Узбекистане повторяет движение цены на этот продукт в России, а также в соседнем Таджикистане. В целом, вывод был очевиден – поскольку Россия является самым крупным и основным экспортным рынком сбыта плодоовощной продукции Узбекистана, то рост цен на определенные продукты в России неизменно отражается и на росте цен на эти же товары в Узбекистане.

Однако, во второй половине июля 2021 года влияние внешних рынков на ценообразование моркови в Узбекистане свелось на нет, поскольку к тому времени ажиотаж уже спал.  Уже 16 июля 2021 года аналитики EastFruit отмечали, что дальнейшая динамика цен на морковь в Узбекистане будет зависеть от соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке, но оптовые цены на морковь продолжали оставаться высокими и в несколько раз превышали уровни предыдущих лет.

Благодаря климатическим условиям, в Узбекистане сеют и убирают морковь четыре раза в год, сбор урожая осуществляются в периоды: март-апрель, май-июнь, июль и последний сбор позднеспелой моркови – в сентябре-октябре. Однако в 2021 году, даже после окончания третьего сбора (в июле) цены на морковь оставались беспрецедентно высокими. Они стали снижаться, лишь начиная с третьей декады августа 2021 года, но темпы снижения были медленными и цены по-прежнему в разы превышали прошлогодние уровни.

В середине октября 2021 года EastFruit писал о том, что в 2021 году производство моркови в Узбекистане могло снизиться, поскольку заморозки в начале весны могли оказать негативное влияние на урожай ранней моркови, а сухое и жаркое лето не могло не снизить урожай среднеспелой и позднеспелой моркови. По мнению аналитиков, столь резкий рост цен на морковь в Узбекистане, вероятнее всего является комбинацией двух факторов: роста экспорта в первой половине года и снижения урожайности моркови.

Существенное снижение цен на морковь и сокращение разрыва с прошлогодними уровнями произошло лишь в первой декаде ноября 2021 года, по окончании сбора урожая позднеспелой моркови. С 5 по 12 ноября 2021 года средние оптовые цены на морковь снизились с 4500 до 3000 сум/кг (с $0,42 до $0,28) и сохраняются на этом уровне по сей день, т.е. до конца декабря 2021 года. Тем не менее, морковь всё равно обходится оптовым покупателям в 2 раза дороже, чем в декабре 2020 года и 3 раза дороже, чем в аналогичном периоде 2019 года. И вот в сегменте моркови в следующем году уже реально можно ожидать роста площадей и объёмов производства. Однако и этот сезон овощеводы Узбекистана точно запишут себе в актив, ведь им удалось неплохо заработать, и не только на моркови. См. следующий пункт.

5. Успешный год для производителей лука и капусты

Первые партии раннего озимого лука появились на оптовых рынках в первой декаде апреля 2021 года, и в этом же месяце в России возник дефицит качественного лука прошлогоднего урожая.  Российские сети супермаркетов существенно сократили закупки местного лука репчатого из-за его низкого качества и ожидали поставки качественной продукции нового урожая из стран Центральной Азии. Таким образом, для производителей лука репчатого стран этого региона сезон экспорта на российский рынок стартовал весьма удачно.

Далее, сезон реализации озимого лука в России начался почти на 2 недели позже, чем в прошлом – 2020 году, что в свою очередь еще на две недели расширило период отгрузки лука из стран Центральной Азии на российский рынок.

Как показывает статистика, сезон экспорта лука репчатого из Узбекистана завершается в июле, но в 2021 году благоприятные для узбекских экспортеров условия на внешних рынках позволили продлить этот сезон вплоть до октября. В частности, с августа по октябрь 2021 года Узбекистан экспортировал 11,3 тыс. тонн лука репчатого. Всего же с апреля по декабрь 2021 года экспорт этого вида овощей из Узбекистана достиг 184,3 тыс. тонн, что почти на 20% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года.

Схожая ситуация и с капустой белокочанной.  В 2021 году молодая или ранняя капуста появилась на дехканских рынках и супермаркетах Узбекистана во второй половине марта. Ранняя капуста – это один из важных продуктов в экспорте страны, экспортные отгрузки которой зачастую начинаются даже раньше, чем продукт появляется на внутреннем рынке. Основными импортерами являются Россия, Украина и Беларусь, где местная капуста дозревает в более поздние сроки.

Из-за холодной весны 2021 года в Украине, России и Беларуси начало уборки урожая молодой капусты в этих странах сместилось в среднем на две недели. Поэтому у Узбекистана появилось две дополнительных недели для экспорта. Еще в апреле 2021 года аналитики EastFruit предположили, что  объёмы экспорта узбекской ранней капусты в 2021 году могут вырасти и снижение объемов экспорта в мае 2021 года будет менее резким по сравнению с маем 2020 года.

В итоге, с марта по май 2021 года экспорт капусты белокочанной из Узбекистана составил 67,5 тыс. тонн на сумму $10,2 млн., что в натуральном выражении на 30% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. По предварительным данным, с марта по декабрь 2021 года Узбекистан экспортировал 81,3 тыс. тонн капусты белокочанной на сумму $12,4 млн., что в натуральном выражении на 35% больше, чем в марте-декабре 2020 года.

Отметим, что прогноз цен на капусту и возможностей её экспорта остаётся весьма благоприятным для овощеводов и трейдеров Узбекистана, потому что в России сохраняется острый дефицит капусты.

Вторая часть материала о главных плодоовощных событиях Узбекистана в 2022 году доступна по этой ссылке.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Процесс подготовки подкарантинной продукции к экспорту упростили в Узбекистане

EastFruit

Марокко восстанавливает поставки апельсина в США и экспортирует рекордный за год объем

EastFruit

Из-за запрета на экспорт картофеля в Казахстане усилили контроль на границах

EastFruit

Добавить комментарий