На фоне информации EastFruit об ускоряющемся обвале цен на черешню в Узбекистане, весьма обнадёживающей выглядела информация от Национального информационного агентства Узбекистана о том, что впервые в истории страны партия узбекской черешни была поставлена в Сингапур. А цены на узбекскую черешню в супермаркетах Сингапура составляли $8,8 за упаковку весом 0,5 кг, т.е. цена за один кг составляет $17,6.
Однако насколько же значимым является данная поставка для фруктового бизнеса Узбекистана и даёт ли она надежду производителям на более высокие цены на их продукцию в будущем? Ведь весьма очевидно, что экспорт черешни за пределы постсоветского пространства, позволяет получить более высокую цену, чем при поставках её в Россию или Казахстан, а значит и фермер, как большой, так и самый маленький дехканин, могут увеличить уровень своих доходов.
Аналитики EastFruit решили разобраться, есть ли прогресс в диверсификации экспорта черешни за пределы постсоветского пространства.
В материале об экспорте узбекской черешни в Сингапур не сообщается об объемах поставки, однако, учитывая логистические реалии, скорее всего речь идёт об авиадоставке, которая, как показывает практика, может составлять от 1 до 3 тонн. Такие же объёмы черешни экспортировал Узбекистан в Малайзию, Таиланд, Великобританию, Норвегию и Оман в предыдущие годы. Однако они не оказали сколь-либо существенного влияния на рынок. Тем не менее, эти поставки являются очень важными с точки зрения имиджа страны и дальнейшего продвижения узбекской черешни на этих рынках. Естественно, что не менее ценным в этой ситуации является опыт экспортёра, который он получает при подобных отгрузках. Кроме того, это сигнал для других, что всё возможно, если захотеть.
Конечно, авиадоставка – это почти всегда очень небольшие объёмы экспорта. Поэтому кроме авиатранспортировки в указанные выше страны, а также в Сингапур, Узбекистан экспортировал черешню автотранспортом на территорию стран постсоветского пространства. При этом объёмы экспорта были уже значительно выше.
Естественно, что здесь доминирует азиатское направление – Китай и Южная Корея импортировали из Узбекистана в лучший экспортный сезон более 700 тонн свежей черешни. И хотя это менее 1% произведенной в стране черешни, даже такой объём оказывал позитивное влияние на рынок. Ведь для экспорта в эти страны отбиралась черешня лучшего качества.
Также значительные объёмы узбекской черешни «доезжали» до столь отдалённых стран, как ОАЭ и Польша.
Интересно отметить, что экспорт черешни в азиатском направлении имел чёткую динамику роста до 2019 года включительно. К покупателям узбекской черешни добавились Индия, Монголия и Афганистан. Однако в 2020 году, неожиданно, и объёмы поставок черешни в Азию и удельный вес этого направления в экспорте, резко снизились, а объёмы экспорта этих фруктов в страны ЕС и Ближнего Востока, наоборот, выросли.
Однако есть ли прорыв в поставках черешни из Узбекистана на рынки за пределами СНГ? Есть ли прогресс? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разбили экспорт узбекской черешни на поставки в страны СНГ (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина и Беларусь) и на поставки в другие страны. А среди других стран выделили рынки, где черешня продаётся по высоким ценам, т.к. именно эти рынки являются приоритетными и имеют наибольший потенциал для поставок в долгосрочной перспективе.
Как видим из графика, максимального уровня диверсификации экспорта Узбекистан смог достичь в 2019 году, когда на рынки за пределами СНГ было экспортировано почти 9% черешни по весу экспорта и почти 5% было поставлено в страны с высоким уровнем цен на черешню! Правда, общий экспорт был рекордно низким для последних лет.
Кстати, важно посмотреть на эти показатели и с точки зрения объёмов. Ведь общий экспорт узбекской черешни в 2020 году, по данным статистики, резко вырос. А вот удельный весь «прибыльных» направлений, как видим, резко снизился. Как же изменились объёмы поставок черешни из Узбекистана в страны за пределами СНГ?
Интересно, что, несмотря на резкий, в несколько раз, рост экспорта черешни в 2020 году, поставки за пределы СНГ резко упали. Это плохая новость, т.к. похоже, что эти поставки не считаются приоритетными, а рассматриваются скорее как вторичные, несмотря на высокий уровень цен. Вероятно, что большинство узбекских экспортёров черешни предпочитают приложить меньше усилий по доработке продукции и получить более низкую цену, чем «вложиться» в качество и более сложную логистику, и получить более высокую цену. Вероятно, в этом именно и заключается главная проблема диверсификации узбекского экспорта.
Кстати, как видим на графике ниже, нет и радикального роста количества стран, в которые поставляется черешня из Узбекистана. Более того, в 2020 году оно сократилось до минимального уровня за последние годы три года. При этом мы учитывали лишь те страны, куда поставлялось не менее 1 тонны черешни.
В 2021 году, учитывая снижение объёмов производства черешни в Узбекистане по причине заморозков и смазанную первую часть сезона, мы ожидаем снижения объёмов экспорта этих фруктов. В связи с этим углубления диверсификации ожидать и в 2021 году не стоит. Возможно, толчком к более активным действиям по расширению географии поставок узбекской черешни станет низкий спрос на неё в России в этом году.
Пока же стоит констатировать, что Узбекистан не использует многочисленные возможности, которые ему предоставляет соседство с крупнейшим в мире рынком сбыта черешни. Объемы экспорта черешни из Узбекистана в Китай не превышают 200 тонн в год, за исключением 2019 года, когда в Китай было экспортировано около 600 тонн этих фруктов. На фоне ежегодного импорта в 360 тыс. тонн в год, это, конечно же, «капля в море». О том, как вырастить черешню для экспорта в Китай, читайте здесь.
Далеко не исчерпаны пока возможности по поставкам черешни в Южную Корею. Раннюю узбекскую черешню вполне успешно можно экспортировать в страны Ближнего Востока. Не стоит сбрасывать со счетов и Афганистан с Монголией, куда уже осуществлялся экспорт. Ведь экспорт нужен не только в премиальном сегменте, удельный вес которого в производстве черешни Узбекистана пока что очень низкий.
Ещё один перспективный рынок сбыта черешни, куда можно поставлять объём продукции автотранспортом – это Польша. И хотя здесь цены вряд ли будут премиальными, как в Сингапуре, Малайзии или Великобритании, Польше вполне может платить больше, чем РФ, за качественный фрукт. Узбекский экспорт черешни в Польшу тоже пока что не превышает 150 тонн в год, тогда как только в 2020 году эта страна импортировала 4,6 тыс. тонн черешни. Поэтому и здесь перспективы очень хорошие.
Кстати, кроме Польши, вполне можно «замахнуться» на поставки и в другие страны ЕС, особенно те, которые расположены в восточной части Европейского Союза. В этих странах наблюдается постоянное повышение уровня спроса на черешню вне сезона его местного производства, а требования по калибру и качеству не настолько высоки, как в Великобритании, Китае или Сингапуре.
В любом случае главной задачей Узбекистана в ближайшее время станет повышение процента премиальной черешни в общем урожае и инвестиции в инфраструктуру доработки: гидрокулинги, оптическую сортировку, современные подходы к упаковке и, конечно же, маркетингу.