Почему Узбекистан, обладая уникальным климатом и вековыми традициями выращивания овощей и фруктов, часто упускает прекрасные возможности и тренды в этом секторе? Что мешает успешному развитию плодоовощного бизнеса и в выращивание каких культур стоит инвестировать в Узбекистане сейчас?
Ответы на эти и другие вопросы дал Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в ходе Национальной онлайн конференции «Плодоовощной сектор Узбекистана – лучшие инвестиционные ниши», которая состоялась 1 июня 2022 года.
«Как определить инвестиционную привлекательность культуры или определенного сегмента плодоовощного бизнеса для Узбекистана? Есть уникальная авторская методология, которую мы в международной команде EastFruit разработали и апробировали уже для нескольких стран. Методология не универсальна – она адаптируется отдельно для каждой страны, но её принципы остаются тем же – учёт важнейших факторов, влияющих на эффективность инвестирования сейчас, с учётом мировых и локальных трендов. Для Узбекистана мы учитывали множество различных факторов. Например, только для оценки возможностей и перспектив экспорта каждой культуры, учитывалось более 10 факторов», — пояснил экономист в начале своей презентации.
Андрий Ярмак отметил, что Узбекистан находится слишком далеко от рынков сбыта для того, чтобы позволить экспорт слишком дешевой продукции: «Узбекистан должен ориентироваться на экспорт высококачественной, а значит дорогой и ценной для потребителя продукции. Здесь есть все условия для этого: прекрасный климат, трудолюбивые люди, которые могут производить очень качественную продукцию. И тогда главный недостаток страны – дорогая и длинная логистика, перестанет быть серьёзной проблемой, потому что удельный вес транспортных затрат в цене будет невысоким».
Поскольку Узбекистан является нетто-экспортером плодоовощной продукции, он не может не учитывать тренды мирового рынка. «Чем быстрее растет глобальный спрос на определённую продукцию, тем более перспективным этот сегмент будет для Узбекистана. Ведь таким образом можно «запрыгнуть на волну», то есть, если рынок растет, можно расти вместе с ним, а если рынок стагнирует или вообще падает, то приходится бороться ценой, что, для любого экспортёра и инвестора является очень нежелательным сценарием» — подчеркнул эксперт.
Что касается фактора удельного веса затрат на рабочую силу, то это также важный аспект. Экономист подчеркнул, что если сравнить стоимость рабочей силы в Узбекистане с затратами на рабочую силу в Германии, США, или даже в Молдове и Турции, то у узбекских производителей есть огромное преимущество. Поэтому, чем больше ручного труда нужно для выращивания культуры, тем большее преимущество получает Узбекистан. Правда, нужно учитывать, что это преимущество, в случае развития страны и повышения благосостояния её граждан, будет постепенно нивелироваться.
«Когда мы говорим о какой-то культуре, например, о черешне, то мы не говорим о черешне в общем, а мы имеем в виду качественный товар, а не сырьё. Первая задача для Узбекистана в примере с черешней состоит в том, чтобы научиться выращивать качественное сырьё, т.е. крупноплодную черешню перспективных и известных сортов, которая бы могла бы пользоваться спросом на ключевых платёжеспособных рынках сбыта. Затем нужно научиться превращать сырьё в товар, т.е. уметь его правильно и быстро охладить, отсортировать по калибру и цвету с помощью оптических сортировочных линий, правильно упаковать и, конечно же, доставить без потери качества потребителю, который останется доволен, заплатит за это хорошую цену и вернётся за новыми заказами! Поэтому для каждой культуры важно развитие технологий выращивания и опыта, правда, нередко, «советский» опыт выращивания некачественной с точки зрения современных требований рынка продукции только вредит и ухудшает инвестиционную привлекательность культуры. Сейчас же получить доступ к знаниям и информации о современных технологиях и подходах намного проще благодаря развитию Интернета. На первом этапе, возможно, вам нужно будет нанять агронома из Нидерландов, Чили, Польши, США или другой успешной в развитии определённого сегмента плодоовощного бизнеса страны, но все остальные местные специалисты должны будут у него учиться. Сейчас это негативный фактор для Узбекистана, потому что нужно инвестировать в обучение собственных специалистов, но это не является преградой, потому что общие затраты на управленческий персонал, даже под руководством иностранцев, в Узбекистане всё равно будут ниже, чем в большинстве других стран. Зато получение качественной продукции позволит повысить цену на товар и с лихвой компенсировать эти затраты», — поясняет Андрий Ярмак.
«Климатические преимущества – это то, что нужно использовать максимально. Однако определять их нужно для каждого конкретного региона и проекта, потому что это то, что вам уже дал Бог, за это не нужно платить. Такие преимущества у Узбекистана есть, и вы должны их использовать», добавляет эксперт.
Его также очень беспокоит ситуация с водой в Узбекистане. Здесь есть скважины глубиной 200 метров и более, из которых выкачиваются огромные объемы воды для орошения сельскохозяйственных угодий. На данный момент важно более рационально использовать воду, которая уже есть, которую не нужно выкачивать из «золотых резервов» страны. Решением может стать применение современных технологий, в частности, подземного капельного орошения, которая позволяет сэкономить больше воды и получить более высокий урожай.
«На это нужно обязательно обратить внимание, потому что, на мой взгляд, это угроза для безопасности страны. Экспортируя продукцию, выращенную на воде из скважин глубиной 150-200 метров, вы экспортируете свои «золотые запасы» воды. Причём, на данный момент, свои овощи и фрукты вы продаёте очень дешёво. А продавать дёшево стратегические резервы – это не самая лучшая идея», — поясняет свою позицию Андрий Ярмак.
Что касается перспектив роста внутреннего рынка, то Узбекистан имеет огромный внутренний рынок благодаря большому населению и прекрасной демографии. Это тоже большое преимущество для Узбекистана с точки зрения привлекательности инвестиций, потому что, если есть основа — развитый внутренний рынок — развивать экспорт намного проще. Ведь экспорт – это всегда более высокий уровень риска, чем реализация внутри страны.
Далее Андрий Ярмак назвал самые перспективные культуры экспорта из Узбекистана. Вы удивитесь — среди них нет абрикоса! Подробности — во второй части статьи.
Видеозапись Национальной онлайн конференции «Плодоовощной сектор Узбекистана – лучшие инвестиционные ниши» от ФАО, ЕБРР и EastFruit от 1 июня 2022 года: