В конце прошлой недели в польском сегменте Интернета вышла статья с анализом состояния малиновых плантаций в Польше от местного эксперта Павла Кравца. На основе наблюдений в собственном хозяйстве П. Кравец сообщил о серьезных проблемах с насаждениями малины в Польше, которые могут существенно повлиять на урожай этой ягоды в текущем году. EastFruit попытался разобраться, к чему может привести падение производства малины в Польше, и какая ситуация в сегменте этой ягоды на данный момент фиксируется в других странах проекта.
Польша
Итак, в статье речь идет о состоянии малиновых плантаций лишь в одном хозяйстве, которое, собственно, и принадлежит П. Кравцу. Находится оно в Люблинском воеводстве, где, по различным оценкам, может быть сосредоточено около 70% всего производства малины в Польше. Также нет никаких причин предполагать, что фермерское хозяйство эксперта чем-то разительно отличается от других, расположенных в том же регионе. Тем не менее, стоит отметить, что экстраполирование ситуации в одном хозяйстве на весь производственный регион всегда несет в себе риски определенных ошибок.
По словам П. Кравца, владельцы туннельных теплиц в Польше из-за зимних снегопадов были вынуждены демонтировать укрывающую пленку и части конструкций теплиц из-за угрозы их обрушения. Кстати, в некоторых случаях обрушение теплиц все же происходило, как например, у самого эксперта.
В результате, растения в теплицах были вынуждены зимовать без укрытия, что нанесло определенный урон насаждениям еще зимой. Далее в начале апреля температура воздуха в Люблинском воеводстве ночью в течение нескольких дней падала ниже нуля, а у поверхности земли могла достигать 7 градусов Цельсия ниже нуля. В итоге, в хозяйстве самого Павла Кравца были отмечены значительные масштабы обморожения цветочных почек, которые по некоторым сортам достигли 75-95%.
Сербия
В конце прошлой недели сообщения о негативном влиянии погодных условий начали приходить и из Сербии. По словам Александара Лепосавича (известный эксперт плодоовощного рынка на Балканах), за теплой зимой в апреле последовали снегопады и падение температуры воздуха. В результате, наиболее пострадали те культуры, которые уже находились в стадии цветения или же близко к ней, в частности косточковые и груши. Урон малиновым насаждениям пока незначительный, но из-за резких перепадов температур на плантациях может отмечаться распространение различных заболеваний. То есть, пока говорить о серьезном уроне малиновому производству в Сербии достаточно рано, но определенный негативный эффект на урожай уже имеет место быть.
Украина и Молдова
«В первой половине апреля в западных и северных областях Украины действительно имели место непродолжительные заморозки в ночное время суток. Максимально столбики термометров опускались до 5 градусов Цельсия ниже нуля. Тем не менее, в сегменте малины фаза цветения наступает с конца апреля, и поэтому именно майские заморозки наносят основной ущерб ее насаждениям. Пока же говорить о каком-либо существенном уроне довольно рано, хотя и опасность для части урожая все еще не миновала», — комментирует ситуацию в Украине Александр Хорев, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты».
Что касается Молдовы, здесь состояние малиновых плантаций на данный момент аналогично тому, что наблюдается в Украине. По словам местных экспертов отрасли, проблем с вымерзанием почек в хозяйствах крупнейшего производственного кластера (с. Покровка) отмечено не было, но, так же, как и в Украине, все может еще измениться с течением времени.
Отметим, что речь и в Украине, и в Молдове идет все же в большинстве случаев о малине, которая выращивается в открытом грунте. К примеру, в Молдове первый коммерческий урожай малины в теплицах будет собран лишь в 2023 году, и, по предварительным данным, такая ягода на молдавском рынке может появиться уже в первой половине июня.
Читайте также: Цикличность цен на малину – какими будут цены в 2023 году и выгоден ли малиновый бизнес?
Кавказ и Центральная Азия
В Таджикистане местные участники ягодного рынка сообщают, что в январе температура воздуха в стране местами снижалась до 22 градусов Цельсия ниже нуля, что нанесло непоправимый ущерб насаждениям малины и некоторых других ягод. По различным оценкам, малина у местных фермеров вымерзла на 20-30%, а урожай ежевики можно считать почти полностью потерянным. В результате, полноценный сбор малины ремонтантных сортов в стране ожидается не ранее, чем в августе. Аналогичная ситуация отмечается и в Узбекистане.
Что касается Грузии, здесь погодный фактор в производстве малины пока не принес неприятных сюрпризов местным фермерам, но сам сектор будет подвержен тем же проблемам, которые препятствовали его развитию и ранее. Отсутствие опыта в выращивании малины в новых производственных регионах, проблемы с уходом за насаждениями и существенная доля старых сортов в производстве останутся ключевыми факторами развития малинового бизнеса в стране. Поэтому, исходя из тенденций прошлых лет, ожидать сильного роста урожая этой ягоды в Грузии не стоит, и производство, по предварительным оценкам, останется на уровне 2022 года.
Общая ситуация на сейчас и предварительные прогнозы
Таким образом, по состоянию на сейчас, имеется определенное негативное влияние зимних и весенних погодных условий на малиновые плантации в Польше, Сербии и странах Центральной Азии, тогда как насаждения в Украине, Молдове и Грузии от морозов практически не пострадали.
На мировую торговлю малиной падение производства этой ягоды в странах Центральной Азии будет иметь несущественное значение. Так, Узбекистан в прошлом году экспортировал лишь 1,1 тыс. тонн замороженной малины, из которых лишь 117 тонн не предназначалось для рынков россии или Казахстана. Экспорт малины из Таджикистана, тем временем, остается еще менее значительным, чем в Узбекистане, и в данном случае речь идет лишь о нескольких десятках тонн.
В то же время ситуация в Польше, Сербии и Украине действительно может серьезно изменить мировой рынок малины, ведь по итогам 2022 года эти страны заняли соответственно первое, второе и третье места в мировом рейтинге экспортеров замороженной малины. К тому же, как минимум из двух этих стран уже поступают сообщения о возможной потери части урожая из-за погоды.
Тем не менее, при анализе ситуации в Польше, Сербии и Украине нужно учитывать три важных фактора. Во-первых, время возможных майских заморозков, которые обычно и наносят основной урон производителям малины, еще впереди. Поэтому, по состоянию на сегодня, можно говорить лишь о частично негативном влиянии погоды на урожай.
Во-вторых, рынок замороженной малины в Европе сейчас находится в кризисе, цены на готовый продукт не растут, а переходные запасы замороженной ягоды остаются рекордными. Поэтому нельзя исключать и фактор возможного преувеличения потерь урожая со стороны фермеров, которые могут таким образом пытаться влиять на рынок в преддверие старта нового сезона.
То есть, по состоянию на сегодня, урон от заморозков в ключевых странах-производителях пока рано считать катастрофическим, и его эффект с большой долей вероятности может быть компенсирован рекордными переходными запасами замороженной малины на складах заморозчиков. В то же время «фактор номер три» уже сейчас влияет на европейский рынок этой продукции.
Речь в данном случае идет о запрете на импорт и транзит агропродукции (в том числе и замороженных ягод) из Украины, введенный 16 апреля Польшей, к которой вскоре присоединились Венгрия и Словакия. Принятие аналогичных мер также обсуждается в Румыния, Болгарии и нескольких других странах. Уже в конце прошлой недели это практически полностью парализовало экспорт украинской замороженной малины, ведь Польша не только ранее покупала свыше половины экспорта этой ягоды, но и предоставляла транзит украинским продуктам в другие страны ЕС.
Запрет будет действовать до 30 июня, что окажет серьезное давление на цены на прошлогодние запасы замороженной малины в Украине в этот период. К тому же, сам факт довольно неожиданного введения подобных ограничений со стороны соседних стран в дальнейшем будет закладываться в риски переработчиков, ведь теперь никто не может дать гарантий, что подобные меры не могут быть возвращены после 30 июня. Этот фактор, совместно со «вторым малиновым бумом», будет оставаться ключевой причиной давления на цены на малину уже нового урожая в Украине в предстоящем сезоне.