Если в Казахстане государство продолжит игнорировать проблемы мелких садоводов, связанные с организацией стабильного сбыта по справедливой цене, то отрасль ждет череда банкротств. Об этом порталу ElDala.kz рассказал Серик Садыков, председатель правления Ассоциации производителей посадочного материала РК, руководитель Центра трансферта и коммерциализации агротехнологий НАНОЦ.
В нынешнем сезоне Казахстан получил неплохой урожай яблок, порядка 350 тыс. тонн. Однако эксперты считают, что не менее 100 тыс.тонн из них (в основном — в небольших садах) так и остались на деревьях и ушли под снег. Дело в том, что мелкие фермеры не могут обеспечить калибровку и сортировку фруктов, а это — главное условие попадания на полки торговых сетей. В результате некондиционный товар они могут сдать покупателям лишь по бросовым ценам, которые просто не покрывают расходов на сбор и транспортировку урожая.
«Ситуация в Алматинской области не лучше, чем в Туркестанской, где огромная часть урожая просто осталась в садах, — отметил Серик Садыков. — В Алматинской области фермеры точно так же не собрали яблоки, не собрали сливы, не собрали персики. Просто оставили на ветвях, потому что цены не было. Цены на яблоки стоят на месте последние пять лет, для падалицы это 50-80 тенге/кг, для некондиции — 100 тенге/кг. За это время цены выросли на все — средства защиты растений, удобрения, запчасти к технике, рабочую силу».
Объяснение низкой цене на яблоки — глобальное перепроизводство. Везде переизбыток яблок — предложение превышает спрос. Это и сдерживает цены. Объемы урожаев растут у всех основных производителей, включая россию и Китай. Иран также значительно повысил производство, войдя в топ-5 мировых производителей. Они готовы завозить яблоки по $0,4 — это наши 200 тенге. Так что у казахстанских садоводов, по мнению Серика Садыкова, выхода два: либо отказываться от яблок и переходить на выращивание более востребованных фруктов, либо стараться подтянуть свою продукцию под стандарты торговых сетей. Такие яблоки можно продать по 350 тенге/килограмм. Этот уровень цен местных садоводов устроит.
Но чтобы выйти на эти стандарты, нужны вложения в оборудование для сортировки. Оно стоит дорого, поэтому каждый мелкий садовод в отдельности его покупку не сможет себе позволить. Да и нет в этом смысла — его нужно загружать объемами. Единственный выход — объединиться вокруг заготовительных центров, совместно инвестировав в оборудование.
«К сожалению, в вопросе поддержки мелких садоводов грамотных предложений до сей поры не было, кроме сомнительных идей вроде введения пошлин на импортные яблоки. Эту меру «пропихивают» крупные отечественные производители фруктов, рассчитывая таким вот административным инструментом повысить цены на отечественную продукцию внутри страны. При этом реальным решением проблемы садоводства это не станет, поскольку никак не облегчит положение мелких фермеров — их продукция так и останется невостребованной, если не станет качественной», — заявляет руководитель.
Читайте также: Израильская компания Netafim, лидер в сфере капельного орошения, планирует проекты в Казахстане
Тут нужны другие меры, уверен Серик Садыков: «Мы бы хотели провести для садоводов Казахстана специализированный форум международного уровня. Лучшее время для этого — март, перед началом нового сезона. Осталось заручиться поддержкой экспертов и садоводческих ассоциаций. Программу планируем из двух частей. Первая — современные технологии в садоводстве, вторая — уже посвященная вопросам сбыта и переработки. На нее мы хотим пригласить Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, акимат Алматинской области. Нужно дать высказаться обеим сторонам — садоводам, которые расскажут о том, в какой сложной ситуации они сейчас работают, и госорганам, которые внесут свои предложения».
К этому моменту Серик Садыков планирует отработать с СПК и акиматом Алматинской области вопрос создания кооператива для садоводов. Предполагается, что у кооператива будут собственное хранилище на 50 тыс. тонн яблок, линия доработки, сортировки, упаковки. Также необходима переработка некондиционных фруктов и падалицы.
«Сейчас российские торговые сети забирают кондиционные яблоки по 350-400 тенге/килограмм, и задачей кооператива станет удовлетворение этого спроса, — говорит Серик Садыков. — В Казахстане 45 тыс. га садов, из них яблоками заняты порядка 40 тыс. Из них 16-18 тыс. га приходятся на Алматинскую область. Конечно, тут есть крупные садоводы, которым наш проект не интересен: они сами строят свои склады и линии сортировки и переработки. А наша целевая группа — именно мелкие садоводы. Общую площадь, которую мы бы хотели объединить в кооператив, я оцениваю от 1,5 до 3 тыс. га.
Для реализации проекта по созданию кооператива нужна хорошая государственная поддержка, инвестсубсидии в 60-70% на оборудование. Общий объем инвестиций нужен большой, порядка $50 млн. Это позволит объединить порядка 100 мелких садоводов, имеющих сады площадью от 2-3 га. Они плохо представляют себе возможности новых технологий, и задача на первом этапе — показать им выгоду проекта. Со своей площади они смогут получать не нынешние 5-7 тонн яблок за сезон, а 15-20 тонн и продавать их по намного более высокой цене. При этом кооператив возьмет на себя все заботы по сбыту».
Кроме того, кооператив поможет садоводам скорректировать акценты в производстве. Дело в том, что существуют промышленные сорта яблок, которые выгодно выращивать именно на переработку. И их принимают не так, как нашу падалицу по 50 тенге/кг, а намного дороже. Из них делают пюре, повидло, варенье и прочие востребованные продукты, по которым рынок Казахстана собственным производством сейчас абсолютно не закрыт.
— Это как для производства картофеля фри есть свои сорта, так и яблоки для переработки, — пояснил Серик Садыков. — Они более жесткие, чем традиционные сорта, не так красиво выглядят и крупные. Немного другой подход к их выращиванию. У нас в стране их пока нет, но нужно начать закладку именно таких садов.
Для государства поддержка проекта важна не только импортозамещением по фруктам и продуктам переработки, но и спасением многих фермеров-садоводов от банкротства. Ведь невозможность реализации урожая по справедливой цене лишила многих их них возможности выплачивать кредиты и поддерживать оборотные средства на нужном уровне.