EastFruit уже несколько лет говорит о перспективности экспорта именно раннего яблока из Узбекистана, однако, как мы и прогнозировали, в 2021 году эта тенденция прервалась. По данным Таможенного комитета Узбекистана, экспорт узбекских яблок в мае-августе 2021 года в натуральном выражении снизился почти в три раза по сравнению с тем же периодом 2020 года, составив всего 6,3 тыс. тонн. Это самый низкий показатель экспорта раннего яблока за последние четыре года!
Однако причины столь резкого снижения экспорта раннего яблока из Узбекистана в этом году не ограничиваются неблагоприятными погодными условиями. Их, на самом деле, значительно больше и участникам рынка важно в них разобраться.
О погодных условиях, которые привели к потере части урожая раннего яблока, мы сообщали ранее. И на основании этого прогнозировали снижение экспорта. Однако эта причина была далеко не единственной.
Неожиданно для многих участников рынка цены на яблоко в России – крупнейшем импортёре яблок в регионе, не только не выросли в мае, как это обычно происходит, но и начали снижаться! К июлю 2021 года на рынке России по-прежнему было немало яблока урожая 2020 года, а цены на многие сорта упали до самого низкого уровня за год – менее $0,8 за кг!
Естественно, что цены на раннее яблоко тоже были очень низкими по причине избыточного предложения стандартных сортов. В результате, во второй половине июля 2021 года, средняя оптовая цена на ранее яблоко в России была в два раза ниже, чем в это же время в 2020 году и установила абсолютный ценовой антирекорд.
Читайте также: Яблока в два раза больше, чем в 2020 году, но оно дорожает — анализ торговых площадок за неделю
А чтобы проиллюстрировать, как эта цена влияла на поставки раннего яблока из Узбекистана в Россию, отметим, что за раннее яблоко российского производства оптовые покупатели готовы были платить приблизительно столько же, как стоит доставка узбекского яблока до крупнейших городов России, т.е. около 40 центов США. Т.е. речи о поставках быть просто не могло. И такая ситуация была по всей Восточной Европе, поэтому экспортные поставки из Узбекистана в небольших объёмах были возможны разве что в соседние страны и на небольшие расстояния.
Следует также отметить ещё один важный фактор, который, по причине отсутствия экспорта, узбекские поставщики в этом году могли и не заметить – это фактор повышения требований по качеству яблока. Требования к упаковке, калибровке и другим параметрам яблока, которые закупали супермаркеты и оптовики РФ, в 2021 году существенно выросли. Главная причина – это рост конкуренции среди поставщиков, который позволял выбирать лучших. Поэтому, даже если бы Узбекистан и собрал хороший, или даже рекордный урожай раннего яблока, то продать его на экспорт в этом году было бы практически невозможно.
Правда, узбекским садоводам, которые сумели сохранить хотя бы часть урожая раннего яблока, не приходится жаловаться на дефицит спроса. В самый разгар обычного сезона экспорта, т.е. в течение июня 2021 года средние оптовые цены на яблоки на столичных рынках Узбекистана составляли 13000 – 14000 сум/кг ($1,23 – 1,33), что в 2,5 раза выше, чем в это же время в 2019 и 2020 годах. Даже минимальная цена в середине июля – 9000 сум/кг ($0,84) была на 80% выше, чем на аналогичную дату 2019-2020 гг. Очевидно, местный рынок оказался достаточно ёмким, а снижение производства достаточно существенным, чтобы обеспечить рост цен без оглядки на ситуацию на главном рынке сбыта.
Но сейчас главный вопрос для садовода Узбекистана теперь состоит в том, а не повторится ли сценарий 2021 года в 2022 году? А что, если Узбекистан получит нормальный урожай раннего яблока, а цены на рынке России снова окажутся минимальными, не покрывающими затраты на доставку, как этом году? Ведь EastFruit уже привлёк внимание мировой общественности к угрозе перепроизводства яблока в 2021м году и рекордно низких цен на него, запустив хештег для соцсетей #freshapplecrisis.
Ситуация и правда выглядит достаточно неприятно. Поэтому уже сейчас узбекским экспортёрам стоит подумать нал возможностью повышения качественных параметров раннего яблока и поиска альтернативных России рынков сбыта. Ведь в случае возможного перепроизводства, качественное яблоко можно будет продать на свежем рынке, пусть и не по самой высокой цене, а некачественное можно будет только сдать на переработку «за копейки».