До окончания сезона массового сбора черешни в Узбекистане остаются считанные дни. Как и прогнозировали специалисты EastFruit в конце прошлой недели, цены на качественную узбекскую черешню калибра 26+ и на этой неделе продолжали снижаться. В результате, цены на черешню в Узбекистане в конце сезона уборки оказались рекордно низкими для последних лет, несмотря на то, что на старте сезона они были рекордно высокими, а общий урожай черешни в стране существенно снизился.
По состоянию на 10 июня 2021 года средние оптовые цены на черешню калибра более 26 мм составили $1,42 за кг, снизившись на 17% за неделю. Кроме того, они были на 25% ниже, чем в это же время в прошлом году и ровно на треть ниже, чем в 2019 году на эту же дату. Кстати, уже на следующей неделе цены на черешню крупного калибра могут стабилизироваться, т.к. её предложение начнёт снижаться.
Что касается черешни мелкого калибра (диаметром менее 26 мм), средние оптовые цены на неё почти соответствуют прошлогоднему уровне – около 10 тыс. сум или $0,95 за кг . Получается, что цены на более ценную черешню, которая подходит для экспорта, в течение сезона снижались значительно быстрее, чем цены на менее крупную черешню?! В этом ведь нет, на первый взгляд, никакой логики?!
Однако, логика есть, и она достаточно очевидная, если отслеживать рынок черешни не в масштабе одной страны, а в масштабе всего региона.
Основные потребители узбекской черешни крупного калибра – это внешние рынки. Поскольку узбекский потребитель небогат, то отборную крупную черешню отправляют, преимущественно, за границу, где за неё готовы заплатить гораздо больше, чем в Узбекистане.
Поэтому, очевидно, нужно искать причины сравнительно более низких цен на узбекскую черешню за пределами страны, а именно на основных внешних рынках. Точнее на одном, главном рынке сбыта узбекской черешни – на рынке России. А в России в этом году наблюдается усиление уровня конкуренции со стороны турецких, иранских и азербайджанских экспортёров этих косточковых фруктов.
Турция, в частности, в этом году потеряла доступ к важнейшему рынку сбыта черешни, каким был для неё Китай, поэтому усилила ориентацию на рынок России и нарастила предложение. Кроме того, в Турции не было проблем с заморозками, а площади под черешней и объёмы производства данного фрукта в Турции растут ежегодно. Также Турция имеет большое преимущество перед Узбекистаном по качеству черешни, т.к. использует самые современные технологии доработки, охлаждая продукцию с помощью мобильных гидрокулингов и сортируя её с помощью оптических сортировочных линий. Такая черешня привлекает покупателей и дольше сохраняет свою свежесть, как на полке супермаркета, так и у потребителей дома.
Кстати, нужно также заметить, что Грузия, которая имеет большое преимущество перед Узбекистаном в стоимости логистики, стала в последнее время поставлять всё больше черешни на рынок России, хотя объёмы экспорта черешни из Грузии пока что сравнительно невелики.
А вот Молдова, сезон экспорта черешни которой на рынок РФ лишь немного пересекается с узбекским сезоном экспорта, в этом году объёмы экспорта черешни может снова снизить. А значит этот фактор решающего влияния на цены в ближайшее время не окажет.
Касательно черешни меньше калибра (менее 26 мм), то основной ее потребитель – это внутренний рынок. А здесь работает вполне понятная закономерность. Как правило, начавшись с высоких стартовых цен в первой декаде мая (начало сбора) цены существенно снижаются ближе к концу мая, затем до конца сезона цены падают куда более медленными темпами. Это объясняется отложенным спросом со стороны населения: в виду высоких стартовых цен многие потребители занимают так называемую выжидательную позицию в надежде на снижение цен, если покупают, то в небольших количествах. Значительное снижение цен и близость (по мере приближения) завершения сезона сбора увеличивает спрос со стороны населения, и тем самым оказывает поддержку ценам на черешню калибра менее 26 мм. Во второй половине июня черешня даже мелкого калибра нередко растёт в цене.