Аналитики EastFruit обращают внимание на ошибочность заявлений о том, что Китай вошёл в топ-3 импортёров узбекских овощей и фруктов в январе 2021 года. Более того, они утверждают, что экспорт узбекской плодоовощной продукции в Китай в январе 2021 года резко снизился!
На самом деле, очевидно, узбекские чиновники решили не разбираться, а включили в «плодоовощную продукцию» группы 07 и 08 международной торговли, что в корне неправильно. В этой категории находятся сушёные бобовые культуры, которые, при анализе рынков, включаются в категорию «зернобобовые» или «grains and pulses». Это обусловлено спецификой их выращивания, хранения и торговли.
В отличие о плодоовощной продукции, данные культуры, которые в Узбекистане представлены, преимущественно, такой позицией как маш, выращиваются сразу на больших площадях, их производство может быть полностью механизированно, они не относятся к скорпортящимся продуктам и хранятся длительное время без необходимости соблюдения температурных режимов, перевозятся насыпью или навалом, а их покупателями являются, как правило, те же трейдеры, которые торгуют зерном. Т.е. все аспекты и производства, и хранения, и логистики, и маркетинга этих культур кардинально отличаются от плодоовощной продукции.
И так получается, что именно маш и другие сухие бобовые и являются главной категорией экспорта Узбекистана в Китай. Более того, поставки по этой категории и правда выросли. Только вот к овощам и фруктам, повторимся, это никого отношения не имеет.
Читайте также: Виноват ли экспорт в том, что Узбекистан остаётся самым дорогой страной по уровню внутренних цен на овощи и фрукты?
А что же с поставками узбекских овощей и фруктов в Китай в январе 2021 года? А вот с этим всё далеко не так радужно. Прежде всего факт №1 – никаких овощей Узбекистан в Китай не поставлял. Т.е. поставки овощей были равны в январе нулю. Факт №2 – свежих фруктов Узбекистан в Китай также не поставлял. Факт №3 – экспорт узбекских сухофруктов – единственной категории, которая в январе 2021 года экспортировалась в Китай в категории плодоовощной продукции, резко упал по сравнению с тем же месяцем 2020 года и даже был намного ниже, чем в январе 2019 года. Т.е. мы имеем чёткую тенденцию снижения экспорта плодоовощной продукции из Китая в январе 2021 года вместо объявленного роста поставок!
В январе 2021 года Узбекистан экспортировал в Китай 320 тонн изюма по сравнению с 1145 тоннами в январе 2020 года и 3659 тоннами в январе 2019 года. Получается, всего за два года поставки этой категории товаров упали в 11 раз! Сушёного абрикоса Узбекистан экспортировал в январе 2021 года 40 тонн против 102 тонн годом ранее. И здесь тоже падение более чем вдвое.
Выручка от экспорта в Китай также скромная – за изюм узбекские экспортёры получили $210 тыс долларов, а за сушёный абрикос – $35 тысяч. А вот за маш и зернобобовые, действительно, было выручено порядка $12 млн., по данным китайской статистики, что близко к показателям Госкомстата Узбекистана, хотя, всё-таки, меньше.
Т.е., повторимся, что имеет место тенденция снижения экспорта овощей и фруктов в Китай. Кстати, Китай уже опубликовал данные о торговле и за февраль 2021 года, и там по-прежнему нет импорта свежей плодоовощной продукции из Узбекистана вообще. А узбекских сухофруктов импортировано в Китай по-прежнему меньше, чем в январе-феврале 2020 года.