Марокко продолжило уверенно наращивать выручку от экспорта свежих ягод в 2023 г., несмотря на проблемные погодные условия и снижение объемов поставок в тоннах, сообщает EastFruit. По итогам прошлого календарного года марокканские производители свежих ягод экспортировали почти 124 тыс. тонн этой продукции, принеся стране выручку размером в $750 млн.
«Ягоды вновь смогли подтвердить свой статус одной из ключевых экспортных культур плодоовощного бизнеса Марокко. Больше валютной выручки для страны смогли принести только тепличные помидоры, а к указанному результату стоит еще добавить и дополнительные $83 млн от экспорта замороженных земляники садовой, малины и ежевики. При этом 2023 г. для марокканских экспортеров ягод был совсем неидеальным», — подчеркивает Евгений Кузин, аналитик плодоовощного рынка в проекте EastFruit.
Так, несмотря на продолжающийся рост экспортной выручки от экспорта свежих ягод из Марокко, которая с 2018 г. выросла в 2,4 раза, объем поставок в натуральном выражении в 2023 г. снизился. В сравнении с предыдущим годом этот показатель оказался ниже на 6% и составил лишь 124 тыс. тонн, что, тем не менее, на треть превышало средний объем экспорта за предыдущие 5 лет.
Отметим, что по итогам 2023 г. лишь марокканским экспортерам свежей ежевики удалось увеличить объемы своих поставок на заграничные рынки, подняв их на 40% до 1,4 тыс. тонн. В то же время экспорт более значимых ягод либо стагнировал, либо снизился. Так, голубики из Марокко было отправлено 52,5 тыс. тонн, а малины и земляники садовой – соответственно 52 тыс. тонн и 17,7 тыс. тонн.
Читайте также: Марокко восстановило экспорт дынь после провального 2022 года
«Хотя выручка от экспорта марокканских ягод в 2023 г. продолжила расти, прерывание тенденции наращивания поставок в тоннах является тревожным звоночком для этой индустрии в Марокко. Во-первых, оказалось, что ее будущие перспективы в значительной степени зависят от погодных условий, нивелировать которые все еще довольно сложно. Во-вторых, ставка на экспорт исключительно в страны ЕС и Великобританию делает Марокко сильно зависимым от экономического состояния этого региона, а в 2022-2023 гг. оно было далеко неидеальным», продолжает Евгений Кузин.
В 2023 г. около 90% всего объема экспорта марокканских свежих ягод поставлялось на рынок лишь пяти стран (Испания, Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция), и эти же пять стран обеспечили 88% всей валютной выручки страны от экспорта этой продукции. При этом каждая из них снизила объемы импорта свежих ягод из Марокко, причем, например, поставки в Германию упали на треть, а во Францию – на 20%. C одной стороны, это было естественным следствием более низкого предложения ягод в самом Марокко, но, с другой стороны, свою роль сыграло и проседание спроса на импортную продукцию из-за экономических проблем в ЕС.
«Напомню, что по данным МВФ, из-за кризисных событий 2022-2023 гг. экономика ЕС выросла лишь на половину процента, а в Германии и вовсе снизилась на 0,3%, что не могло не отразиться на спросе со стороны местных потребителей. Поэтому одной из главных задач марокканской ягодной индустрии в ближайшие годы будет постепенная диверсификация своих экспортных направлений, тем более что успешный ее опыт в Марокко уже имеется», — резюмирует Евгений Кузин.
В 2023 г. у Марокко также было несколько примеров роста поставок свежих ягод на некоторые относительно новые направления. Так, экспорт этой продукции в ОАЭ вырос на 29% до 2 тыс. тонн, прямые поставки в Польшу увеличились более чем впятеро до 1,2 тыс. тонн, отгрузки в Канаду поднялись почти в 6,5 раза до 65 тонн, а Саудовская Аравия более чем удвоила свои объемы импорта марокканских свежих ягод, и они по итогам 2023 г. составили уже 810 тонн. Тем не менее, в данных случаях речь все же идет о довольно низких объемах, которые пока не могут сравниться с первой пятеркой стран-импортеров.