Картофель является очень важным продуктом для украинской экономики, ведь он создает более высокую добавленную стоимость, чем зерновые культуры. Для того, чтобы украинец мог потреблять зерно, его нужно еще переработать. Более того, зерно является продуктом преимущественно ориентированным на экспортный рынок. В то же время, картофель – продукт, который пока ориентирован преимущественно на внутренний рынок.
Такое мнение высказал президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Тарас Баштанник, комментируя блог народного депутата, председателя парламентского подкомитета по вопросам совершенствования структуры государственного управления в сфере агропромышленного комплекса Олега Тарасова «Парламентские деруны для аграриев – вместо помощи в преодолении последствий засухи», которое было опубликовано сегодня изданием AgroPolit.
Отметим, что в блоге автором подверг критике выделение 160 млн грн в поддержку украинскому картофелеводству, предложенное Правительству аграрным комитетом Верховной Рады в проекте Госбюджета на 2021 год. По мнению автора, эти средства следует направить на компенсацию потерь фермерам, которые выращивают зерновые культуры и сельхозугодья которых пострадали в результате нынешней засухи.
Как пишет SEEDS.org.ua по информации Fruit-Ukraine.org, Тарас Баштанник, после изучения таких предложений народного депутата, обозначил несколько вопросов.
В частности, существует ли прозрачный и отработанный механизм компенсации потерь при выращивании зерновых и как определить объем потерь и недополученной прибыли? На этом фоне совершенно точно будут злоупотребления, убежден Тарас Баштанник.
Кроме того, как отмечает президент УПОА, по статистике количество пашни в Украине – 42,7 млн га. Если предположить, что минимум треть производителей пострадали от засухи, то это равно 14,2 млн га. В таком случае возникает еще один вопрос, а именно: какой смысл направлять на компенсацию убытков на вышеуказанной площади 160 млн грн, ведь это равно показателю 11 грн/га.
«Сегодня существует очень много производителей, которые выращивают картофель неэффективно. Более того, уже в течение двух лет мы импортируем продукцию из РФ и Беларуси, а также в этом году, в начале лета, мы начали импорт картофеля из Нидерландов и сейчас уже начался также импорт из Польши. Это объясняется тем, что в Польше существенно упали цены и потребление картофеля сегментами ХоРеКа и переработки за счет карантинных локдаунов. Соответственно большие объемы картофеля «давят» на цены, которые падают ниже себестоимости.
В этих условиях Украине для того, чтобы отвечать на вызовы международных рынков, нужно развивать мощный, конкурентоспособный сектор профессионального производства, хранения и переработки картофеля. Это позволит украинскому производителю не только заниматься высокоэффективным производством, но и создавать добавленную стоимость, благодаря чему будут создаваться новые рабочие места и наполняться бюджеты всех уровней. Кроме того, после начала переработки картофеля мы сможем осуществить импортозамещение в области переработки. В частности, в сегменте картофеля фри, потребление которого растет большими темпами и стимулируется урбанизацией, развитием IT, ускорением жизни», – считает Тарас Баштанник.
По мнению президента УПОА, если Украина сможет замещать импортную продукцию такого типа и экспортировать переработанную продукцию, то эффективность сельхозпроизводства картофеля в пересчете на 1 га, будет в десятки раз выше, чем та, которую создают зерновые как сырье. Он также отметил, что заявление о ненужности поддержки украинской картофельной отрасли является неподтвержденным реальными расчетами, ведь на самом деле это рынок, который формирует несколько миллиардов гривен товарооборота.
Тарас Баштанник также отметил, что 160 млн грн, которые планируется направить на поддержку таких направлений как хранение и переработка картофеля, на самом деле небольшая сумма в масштабах отрасли, ведь средние инвестиции в 1 тонну овощехранилища – 250-300 евро. То есть речь идет всего лишь о построении мощностей для хранения 16 тыс. тонн продукции, которые при урожайности картофеля на уровне 70 т/га способны сохранить собранный урожай лишь с 228 га.
Директор по развитию УПОА Катерина Зверева в свою очередь отмечает, что когда в разрезе поддержки украинских картофелеводов говорится о хранилищах, то следует понимать, что речь идет об их строительстве.
«Как известно, 1 грн инвестиций в строительство создает 3-4 грн дополнительного ВВП в смежных отраслях. Кроме того, хранилища нужны не только для того, чтобы их просто строить и сохранять в них продукцию – это необходимое звено в цепи переработки. Ведь в период межсезонья надо иметь определенный запас продукции, чтобы перерабатывающие мощности не простаивали. Таким образом, люди будут получать зарплату, а наш экспорт развиваться», – считает директор по развитию УПОА, добавляя, что непрофессиональный подход к отрасли со стороны народных избранников, которые, совершенно не изучив вопрос, делают заявления о ненужности господдержки картофелеводства, очень разочаровывает.
Она также отметила, что производство картофеля является высокомаржинальным бизнесом, который происходит при наличии полной цепочки – от производства до переработки.
«И именно такой бизнес и нужно поддерживать, а не заранее убыточные направления. Тем более, на фоне перепроизводства в Польше, нам нужна поддержка картофельной отрасли, ведь более мощные экономики будут максимально стимулировать ее развитие. Например, в ЕС в ближайшее время на поддержку картофелеводов направят 8 млрд евро. Соответственно, получив эти деньги европейские фермеры смогут пережить сложные времена, удержав свои мощности, для того чтобы в дальнейшем агрессивно реализовывать свою продукцию на нашем же рынке», – высказывает свое мнение Катерина Зверева.
В свою очередь Тарас Баштанник, комментируя тезис о целесообразности направления средств на компенсацию фермерам, пострадавшим от засухи, отметил, что это, конечно, страшное природное бедствие.
«Но нужно понимать, что оно неотвратимо при отсутствии орошения. Поэтому не стоит надеяться на нашу хорошую землю и агротехнологические приемы, а надо заблаговременно заниматься агрострахованием и инвестировать в страховые продукты, в создание систем капельного орошения посевов и насаждений. На юге Украины засуха была всегда, а в некоторых районах вообще не бывает лет, когда она отсутствует.
Но люди там научились бороться с этой проблемой, инвестируя в орошение. То, что в этом году засуха коснулось центральных регионов Украины, говорит, в частности, о том, что производители не были готовы к этому явлению. На самом деле, надо признать, что климат существенно изменился, и он будет меняться и дальше. Поэтому в центральной Украине в течение следующих 10 лет засухи будут повторяться», – считает президент УПОА.
Он также отметил, что конечно, одной господдержкой отрасли не решить всех вопросов украинских картофелеводов.
«Проблема более глобальная и требует комплексного решения. Поэтому предложение УПОА заключается в изучении вопроса и проведении широкой дискуссии по вопросам развития картофелеводства с представителями профильных ассоциаций, Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, аграрного комитета парламента», – резюмировал Тарас Баштанник.