Осенью в Грузии на фруктовых раскладках появляются небольшие круглые или миндалевидные плоды красно- коричневого цвета в скромных количествах. В грузинском звучании это унаби, а вообще у него несколько названий, ююба, зизифус, или, как ещё его называют, китайский финик, «французская грудная ягода», жужуба.
Название происходит от греческого ziziphon, восходящего к персидскому слову zizafun — народному названию любого съедобного плода; jujuba — латинизированное французское jujube — название плода унаби.
Широко в Грузии этот фрукт не распространён, несмотря на его столь полезные чуть ли, не чудодейственные свойства. Более того, хоть один раз унаби пробовали все, но мало кто может хотя бы себе представить дерево это или кустарник. Унаби в Грузии давно, но лет 10-15 тому назад большинство населения Грузии вообще ничего не знало, разумеется, кроме тех на чьих приусадебных участках растёт эта культура и, конечно же, грузинских учёных, занятых разработками в области сельского хозяйства. Хотя, как отметил в беседе с EastFruit ассоциированный профессор, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом исследования плодовых культур Звиад Бобокашвили, исторические и литературные данные о существовании унаби в Грузии встречаются ещё со времён средневековья. Предположительно, завезли его арабские и среднеазиатские купцы в период функционирования Великого Шёлкового пути.
Промышленные крупноплодные сорта унаби — Та-Ян- Цзао (Ланг) и Ли-Цзяо (Ли) – завезены в Грузию в 30-ых годах прошлого века. А уже позже распространились таджикские сравнительно мелкие плоды (вахши, финики и др.) Научные исследования этих культур активно проводились в 80-ых годах прошлого века. Большой вклад в популяризацию этой культуры в Грузии внесла недавно скончавшийся грузинский учёный Лали Мосиашвили. На сегодня распространённые в Грузии деревья унаби представлены в виде корневых наростов и самопроизвольного размножения сеянцев, реже – прививками.
В основном культура встречается в причерноморских регионах Западной Грузии (Самегрело, Аджария) и Лагодехском муниципалитете Кахети (Восточная Грузия). Однако единичные деревья выращиваются и в Квемо Картли, и в Шида Картли (Восточная Грузия), и в Имерети, и в Гурии (Западная Грузия).
Унаби свето- и теплолюбивое растение, которое предпочитает несколько слабокислые плодородные почвы. Для нормального созревания плодов требуется сумма от 2900 до 3200 активных температур. Хорошо переносит морозы от -25 до -27 градусов. Несмотря на засухоустойчивость, он намного лучше растёт и плодоносит во влажных условиях, хотя чрезмерный избыток воды может вызвать увядание дерева.
Читайте также: Украинский климат подходит для выращивания экзотического зизифуса
Унаби быстро входит в возраст плодоношения. Первый урожай даёт на второй-третий год после посадки, а в полное плодоношение вступает на пятый-шестой год. Это дерево-долгожитель. В Китае известны экземпляры унаби, возраст которых превышает 400-500 лет. Средняя урожайность с дерева составляет 12-20 кг, а урожайность с гектара составляет 10-14 тонн. Большинство сортов являются самооплодотворяющимися или полу-самооплодотворяющимися, хотя посадка нескольких сортов в одном саду значительно улучшает качество плодов. Как уже отмечалось, унаби может прижиться почти во всех регионах Грузии, но для получения промышленного урожая можно выделить три региона Кахети (Восточная Грузия), Самегрело и Аджария (Западная Грузия).
Оптовая цена унаби на местном рынке последние несколько лет стабильная и в зависимости от качества составляла от 1,0-1,5 лари. В этом году цена поднялась от 3,50 до 4,0 лари, что может стать в дальнейшем перспективой для этой культуры.
Профессор Звиад Бобокашвили причисляет унаби к нишевым культурам и не исключает её продвижения в этом направлении. «Есть ведущие плодовые культуры, такие как, к примеру, яблоки, груши, сливы, но есть культуры несколько ограниченного ареала, так называемые нишевые культуры. К ним относятся и унаби, айва, фейхоа и другие. Я бы сравнил унаби с фейхоа и в плане полезности, и в плане необходимости продвижения и повышения их узнаваемости на рынке. Но помимо узнаваемости, должен быть интерес к реализации. А продукт становится интересным для фермера, если есть привлекательная цена для реализации».
И, конечно же, спрос. Как сказал в беседе с EastFruit начальник Департамента по взаимодействию с регионами Агентства развития села и сельского хозяйства Грузии Лаша Шаламберидзе: «О промышленных масштабах производства унаби в Грузии, речи пока нет. Культура встречается на отдельных приусадебных участках. Интенсивные сады не разбиты. Но всё зависит от спроса. Будет спрос на мировом рынке – будут и сады».
А пока, для грузинских фермеров из названных регионов, Кахети, Самегрело и Аджария, разводить небольшие сады – хорошая возможность для диверсификации производства. Кстати, в Лагодехском муниципалитете Кахети дело уже начало продвигаться.