Ситуация на рынке моркови Узбекистана вызывает у многих недоумение. Судите сами, цены на морковь в данный момент почти в три раза выше прошлогодних и приблизительно в шесть раз выше обычных, для этого периода года! Однако, даже несмотря на столь высокий уровень цен, они имеют тенденцию к дальнейшему росту.
Аналитики EastFruit пытались найти причины столь необычной ситуации. Может быть, производство моркови в Узбекистане снизилось? Однако всё говорит об обратном. Может быть, снова виновата Россия, как летом 2021 года, когда экспорт узбекской моркови в Россию резко вырос? Так нет, оптовая цена на морковь в Узбекистане сейчас даже выше, чем в России, поэтому никакого смысла экспортировать её туда вообще нет. В чём же причина высоких цен на этот важнейший для Узбекистана вид овощной продукции?
Для начала, давайте посмотрим на объёмы производства моркови в Узбекистане. Хотя это сделать и непросто, но узбекская команда EastFruit поинтересовалась у фермеров об урожае моркови, убираемом в октябре-ноябре 2021 года и о видах на урожай моркови в марте 2022 года.
Высокие цены и рекордный экспорт в Россию в весенне-летний период, когда в сети гуляло множество мемов о рекордных ценах на эти овощи, подтолкнули узбекских фермеров к резкому увеличению площадей посева моркови. По словам производителей, в июле 2021 года площади посева позднеспелой моркови, сбор урожая которой осуществляется в октябре и ноябре были увеличены как минимум в два раза. Поскольку урожайность этой моркови значительно не отличалась от предыдущих лет, соответственно объем урожая моркови в октябре-ноябре 2021 года тоже увеличился более чем в два раза.
Однако, несмотря на высокий уровень цен в России и Беларуси, которую также не стоит сбрасывать со счетов, потому что там сейчас цены на морковь самые высокие из всех стран региона, экспорт моркови на рынок России в октябре – декабре 2021 года вырос лишь на 9%. Более того, как видим на первом графике, цены на морковь в Узбекистане сейчас выше даже чем в России. Поэтому, такой фактор как значимое влияние экспорта – отпадает.
Соответственно, судя по мнению опрошенных фермеров, то моркови сейчас в Узбекистане много, экспорт лишен экономического смысла и эти объемы должны очень сильно давить на рынок, а цены должны падать. Но они растут! Кроме того, мы знаем, что менее чем через месяц, в марте, начнётся уборка озимой моркови. И здесь фермеры говорят тоже о двукратном увеличении площадей.
Есть только одно объяснение такой ситуации и его подтверждают опрошенные нами представители овощного рынка Узбекистана – трейдеры уверены в повторении сценария 2021 года. И нужно сказать, что это очень смело.
Чего же ожидают трейдеры?
Они ожидают, что цены на морковь на рынке России минимум утроятся и достигнут 90 центов США за кг, как и в прошлом года. Иначе сейчас хранить морковь больших объемов в Узбекистане нет никакого экономического смысла.
Интересно, что узбекские фермеры подтверждают, что трейдеры и сейчас скупают, и закладывают морковь на хранение в больших объемах. Т.е. торговля морковью в Узбекистане идёт довольно активно, но с закладкой больших объемов на хранение – а это ещё раз подтверждает теорию о том, что трейдеры закупают её под потребности экспорта.
В южных регионах Узбекистана часть урожая позднеспелой моркови до сих пор находится в земле, и они не спешат ее собрать, несмотря на относительно высокие текущие цены. Это дешёвый и качественный способ хранения моркови, если нет сильных морозов. Также участники рынка подтверждают, что моркови в овощехранилищах много, а некоторые из них прямо говорят, что «хранилища просто завалены позднеспелой морковью урожая 2021 года»!
Может ли внутренний рынок Узбекистана поглотить такой объём моркови, особенно если учесть, что и урожай озимой может удвоиться? Ответ однозначный – конечно же нет. Ведь трейдеры ожидают роста цен, а цены на морковь в Узбекистане обычно резко растут лишь в том случае, если они растут на рынке России.
Может ли цена на морковь в России утроиться в ближайшие месяцы?
В принципе два года подряд этого никогда ранее не происходило, однако это не значит, что это невозможно. В пользу такого сценария может говорить то, что погодные условия для выращивания моркови в прошлом году в России были не оптимальными и урожайность её, судя по всему, снизилась. А вот площади под морковью в прошлом году расширились, поэтому объёмы производства, вероятнее всего выросли.
Также прошлый сезон моркови в России имел несколько необычных особенностей, повторение которых будет необходимым условием для того, чтобы трейдеры Узбекистана смогли реализовать мечту о высоких заработках на экспорте этих корнеплодов в Россию в марте-июне 2022 года.
Холодная весна 2021 г. оттянула старт сбора урожая местных ранних корнеплодов в России, и аналогичная ситуация была в соседних с РФ странах. Во-вторых, проливные дожди препятствовали сбору урожая ранней свеклы и моркови уже после старта сезона. В-третьих, запасы прошлогодних корнеплодов в соседних странах также быстро подошли к концу. В результате, удовлетворить рыночный спрос было просто нечем и цены резко рванули вверх.
Может ли это повториться в 2022 году? Это нельзя исключить, но вероятность такого развития событий довольно низкая.
Однако есть и ещё один важнейший момент, который сильно отличает весну 2021 года от весны 2022 года. И он не связан с Россией, а с Узбекистаном. В прошлом году весной запасы моркови в Узбекистане, с учётом урожая озимой, были в разы ниже, чем будут в 2022 году. Если быть точнее, то получается, что приблизительно в 4 раза ниже!
Даже если в России цены на морковь и начнут расти, то узбекские производители и экспортеры быстро обвалят их, начав экспортировать морковь в больших объёмах.
Поэтому наш прогноз развития событий на рынке моркови Узбекистана будет не очень утешительным: если информация, полученная от участников рынка, соответствует действительности, то, вероятнее всего, многие узбекские овощетрейдеры понесут немалые убытки, потому что цены на морковь в Узбекистане весной, с высокой вероятностью, начнут снижаться уже в марте. В это время качество осенней моркови в хранилищах начнёт быстро ухудшаться и её нужно будет поспешить продать, чтобы не понести убытки.
В это же время на рынке появится ранняя озимая морковь нового урожая, которая также будет давить на цены, да ещё и фермеры юга начнут выкапывать оставшуюся с осени в земле морковь, которая также будет поступать в продажу. Ведь в этот момент посредникам и оптовикам уже будет очевидно, что сценарий 2021 года реализовать не получиться, а значит, начнётся распродажа запасов. Ведь они сейчас очень высоки.
Подобные ситуации происходили много раз во многих странах. Подобным образом «прогорело» множество трейдеров Таджикистана несколько лет назад. В среднем раз в три-четыре года обвалы цен на овощи и картофель весной даже по отношению к ценам осенью происходят и в Украине.
Повторимся, что это наиболее вероятный сценарий развития событий, который может быть скорректирован множеством рыночных и погодных факторов. Однако можно сказать точно, что держать большие объемы моркови в овощехранилищах в Узбекистане, а тем более закупать её по текущей высокой цене сейчас с целью заработать на перепродаже весной – это операция с высочайшим уровнем риска.