Китай не является чрезвычайно перспективным рынком сбыта для украинских овощей и фруктов — его следует рассматривать как конкурента Украины на рынках Азии и Ближнего Востока. Такое мнение высказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак 16 декабря во время онлайн-дискуссии «Плодоовощной экспорт в Китай: барьеры и возможности для украинских производителей». Организаторами мероприятия выступили Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА) и агромедиа-агентство Sapienza. Подробнее — читайте в эксклюзиве EastFruit.
Если же говорить о теоретически перспективных позициях для экспорта, то Андрей Ярмак советует обратить внимание на премиальный сегмент таких товаров, как свежая черешня, яблоко и замороженная земляника садовая. Но для этого украинским производителям нужно обеспечить высокое качество продукции и учесть все нюансы для работы с импортерами из Поднебесной.
Как сообщает Андрей Ярмак, командой ФАО, совместно со специалистами ЕБРР, УПОА и проекта Fruit-Inform было проведено исследование оценки китайского плодоовощного рынка с точки зрения привлекательности выхода на него украинских производителей. На основании данных исследования специалистами был составлен рейтинг перспективных товаров плодоовощной группы для экспорта из Украины в КНР, в который вошли семь позиций. И только для двух из них — украинских грецкого ореха и замороженных голубики и черники на данный момент открыт китайский рынок.
«Объем украинского экспорта замороженной дикорослой черники на китайский рынок в стоимостном измерении в 2019 году составил $ 9,5 млн. Это 17% от всего украинского экспорта данной продукции. Вторая категория — грецкий орех. Учитывая, что Китай является одним из ведущих экспортеров данной продукции, то на самом деле Украина поставляет туда очень мало — незначительные партии на сумму около $ 0,7 млн в год. Это составляет около 0,5% от нашего ежегодного экспорта грецкого ореха и 2,5% от китайского импорта данной продукции», — объясняет Андрей Ярмак.
Экономист ФАО отметил, что наиболее перспективной украинской плодоовощной продукцией для экспорта на китайский рынок сегодня является черешня. Однако, плохим для украинских экспортеров является то, что ее Китай импортирует фактически перед китайским новым годом, то есть зимой. «Именно тогда, когда у украинских производителей нет возможности ее поставлять. Поэтому китайцы импортируют черешню преимущественно из Чили и Перу. Впрочем, есть и импорт премиальной продукции летом, которую мы можем экспортировать. Наш сегмент пока занят продукцией из США и Канады, которые поставляют около 20 тыс тонн черешни в Китай в год. Однако, на сегодня в Украине очень мало черешни премиального качества. Поэтому я оцениваю наш потенциал экспорта черешни в Китай примерно в 1 тыс тонн», — считает Андрей Ярмак.
При этом он отмечает, что Китай достаточно эффективно вкладывает средства в развитие собственного производства черешни. «Более того, значительная часть черешни там уже выращивается в закрытом грунте, то есть идет ориентация внутреннего производителя именно на премиум-сегмент. Второй перспективной позицией украинского экспорта в КНР является яблоко. Китай является одним из мировых лидеров по экспорту яблока, но он поставляет на внешние рынки, как правило, продукцию самого дешевого сегмента. Украина, в свою очередь, работает с сегментом, приближенному к премиальному по очень конкурентной цене. Именно потому, что Украина выращивает яблоко премиального качества, она может его довольно успешно поставлять в Китай. Наш сегмент занят сейчас США, Францией и частично Польшей. Последняя поставляет в Китай премиальное яблоко по цене аналогичной экспорту в Сингапур. Весь объем сегмента оценивается в размере от 17 тыс тонн. Украина может поставлять в Китай примерно до 2 тыс тонн яблока в год. Это существенно, но не критично для Украины», — отметил Андрей Ярмак.
В то же время Андрей Ярмак отмечает, что поставлять яблоко в Китай достаточно сложно. Сложности заключаются в том, что прежде всего Китай — большая страна. «В Украине же производители яблока — преимущественно небольшие хозяйства, которые могут экспортировать, соответственно, небольшие объемы, которые неинтересны китайским импортерам. Поэтому надо дважды подумать, ведь есть страны в которых осуществлять экспорт намного легче», — объясняет специфику экспорта экономист ФАО.
Третьей перспективной плодоовощной позицией Андрей Ярмак называет замороженную землянику садовую. Сегодня Китай импортирует эту ягоду из Египта, Чили, США и Польши. «При этом украинская продукция возможно уже сегодня попадает на китайский рынок через Польшу. Потенциал экспорта украинских производителей замороженной земляники садовой составляет примерно до 1 тыс тонн», — сообщает экономист ФАО.
Теоретически возможным сегментом для экспорта в Китай является слива при наличии соответствующего качества продукции в Украине. «Но я бы не рассматривал эту позицию как такую, которой стоит заниматься, ведь даже США сегодня поставляет на китайский рынок не более 4 тыс тонн сливы в год. Поэтому налаживать поставки сливы уместно при наличии мощной позиции на рынке и только в качестве ассортиментной позиции, если уже поставляется много других категорий фруктов», — отмечает Андрей Ярмак.
Во время онлайн-дискуссии Андрей Ярмак отметил, что теоретически Украина может побороться за объем поставки 200-300 тонн замороженной малины, что является относительно незначительным объемом и для Украины и для Китая.
Андрей Ярмак также сообщил, что Китай ежегодно импортирует плодоовощной продукции на $ 12,5 млрд. Но, если отбросить экзотику, не растущую в Украине, и продукцию, поставляемую вне украинского сезона с Южного Полушария, то импорт в Китай овощей и фруктов будет не таким уж значительным — $ 270 млн. долларов США. Но из этого объема, Украина реально могла в перспективе побороться примерно за $ 20-30 млн. экспорта.
«Но даже это является неплохим показателем для потенциального украинского экспорта в Китай. Впрочем, следует учитывать, что Китай имеет достаточно высокие требования к импорту и для того, чтобы получить разрешение для работы на этом рынке экспортеру нужно потратить определенные средства, а также несколько лет для того, чтобы открыть определенную категорию продукции», — считает экономист ФАО.