По информации EastFruit, есть все предпосылки считать, что вирус коричневой морщинистости томатов ToBRFV уже широко распространился в тепличных хозяйствах Таджикистана. Об этом EastFruit сообщают как производители, так и представители плодоовощной торговли. При этом они отказываются, чтобы их цитировали, т.к. официальной информации о наличии данного вируса в стране нет, а у самих производителей нет возможности подтвердить или опровергнуть, тот ли этот вирус, учитывая низкую обеспеченность сектора услугами по идентификации вредителей и болезней.
Тем не менее, описание проблемы фермерами говорит о том, что это, вероятнее всего, именно тобамовирус ToBRFV. Более того, уже сейчас ощущается резкое снижение поставок тепличных томатов местного производства на рынок, хотя сезон тепличных овощей сейчас в разгаре. Это приводит к росту цен, а таджикские тепличники разводят руками и говорят, что не могут справиться с новой проблемой.
Ещё одно косвенное подтверждение наличия проблемы – это ситуация на рынке тепличных помидоров. В Таджикистане сейчас, в конце апреля 2021 года, оптовая цена на томаты достигает $2 за кг, т.е. она выше, чем в зимний период (с декабря по февраль) почти в два раза! И это несмотря на то, что температура воздуха уже превышает воздуха 20 градусов.
Читайте также: Новый вирус ToBRFV распространяется быстрее, чем прогнозировали
Первый всплеск поражения данным вирусов начался недавно, в апреле, когда во время резких перепадов температур растения получили стресс. По словам фермеров Таджикистана, уже более 20% площадей тепличных томатов столкнулись с этими проблемами. Фермеры активно закупают различные СЗР пытаясь справиться с вирусом, однако, пока что безуспешно.
Если учесть, что ещё в прошлом году вирус был обнаружен в Узбекистане, а Таджикистан импортирует тепличные томаты из этой страны, вполне возможно, что именно этим путём ToBRFV проник и в Таджикистан.
«Этот вирус сохраняется в почве и вызывает очень серьезные потери урожая. Его распространение может привести к значительному сокращению площадей под томатами в этом регионе. А если инфицированные томаты попадут в другие регионы, то ситуация для производителей окажется хуже, чем с ковидом», — поясняла ещё в самом начале вспышки ToBRFV в Узбекистане Марите Гайлите, из ассоциации овощеводов Латвии Latvijas dārznieks. Однако она считает, что не стоит спешить с выводами. «Все же надо постараться поставить точный диагноз в специализированной лаборатории. Внешние признаки ToBRFV схожи с вирусом мозики пепино Pep-MV, а против него существуют и широко применяются две вакцины», добравляет г-жа Гайлите.
Напомним, что кроме помидора и перца, тобамовирус может поражать и другие паслёновые культуры – в частности картофель и даже табак. Поскольку этот вирус начал приносить урон сельскохозяйственным культурам сравнительно недавно, во многих стран он даже ещё не внесён в перечень карантинных объектов, а его идентификация утруднена. Таджикистану очень важно как можно скорее идентифицировать проблему, её локализировать и не допустить распространения. Ведь тот же картофель для страны является важнейшим продуктом.
Первые тобамовирус или вирус коричневой морщинистости томатов ToBRFV в регионе был выявлен в партии продукции, поставленной на рынок России из Ферганской области Узбекистана. После этого, пошла волна запретов на поставки продукции в Россию из разных стран, что подтвердило наличие проблемы с вирусом в регионе. Также в конце марта 2021 года Казахстан сообщил о задержке порядка 50 партий томатов из Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Турции. Овощи были запрещены к ввозу на территорию Казахстана из-за обнаружения в них вируса коричневой морщинистости плодов томата (ToBRFV).
Так как данный объект карантинный, Таджикистану следует обратить внимание на борьбу с данным вирусом. При этом успех и эффективность борьбы с вирусами делает инвестиции в теплицы для выращивания томатов прибыльным бизнесом.
1 комментарий
Но все же надо постараться поставить точный диагноз в специализированной лаборатории. Внешние признаки ToBRFV схожи с вирусом мозики пепино Pep-MV, а против этого вируса существует аж две вакцины. И они эффективны на 85-90%. Если удастся поставить точный диагноз, то можно будет разработать стратегию борьбы. У самих фермеров для этого может не хватать знаний.