На днях Таможенную службу Республики Молдова сообщили о диверсификации и большом физическом объеме экспорта столового винограда из РМ в 2023 году. Сами молдавские виноградари тоже считают прошлый сельскохозяйственный и маркетинговый год одним из лучших в пятилетии, пишет AgroExpert.md. Означает ли это, что виноградарство Молдовы вступило в фазу стабильного роста основных экономических показателей? Однозначно утвердительного ответа пока нет.
Во-первых, в данной связи стоит напомнить, что, согласно таможенным данным, в календарном 2023 году Молдова экспортировала почти 85 тыс. тонн столового винограда, в 2022 – почти 79 тыс. тонн, в 2021 – чуть более 67 тыс. тонн. Вообще, за предыдущие десять лет более 80 тыс. тонн винограда Молдова отправляла на внешние рынки лишь дважды – в прошлом году и 2017, в остальные годы экспорт колебался в пределах 50-63 тыс. тонн. Но в последние три года объемы внешних поставок растут. С чем это связано?
Необходимо учесть, что в прошлом году экспорт винограда урожая-2023 из Молдовы составил около 69 тыс. тонн, в 2022 страна экспортировала винограда того же года около 49 тыс. тонн, в 2021 – 47 тыс. тонн.
В предыдущем десятилетии обычно молдавские виноградари и трейдеры оставляли в своих промхолодильниках для реализации в первые два-три месяца года порядка 15-25 тыс. тонн столового винограда урожая предыдущего года. Но в нынешнем и прошлом году на хранение для реализации в январе-феврале продукции закладывалось существенно меньше нижней планки упомянутого диапазона.
В последние два года основная доля урожая столового винограда Молдова продает в период сентябрь-декабрь, тогда как «внесезонный», зимне-весенний экспорт падает. Из этого можно сделать вывод, что сроки реализации столового винограда в РМ сместились, маркетинговый год теперь почти совпадает с календарным годом.
Кстати, в последние годы подобная трансформация сроков «сезона продаж» произошла и на рынке молдавской сливы. Специалисты считают такие изменения логичными и правильными: лучше всего (и, нередко, дороже) плоды, особенно мягкие, продаются в период их оптимальной зрелости и наилучших потребительских кондиций, т.е. вскоре после уборки или после непродолжительного хранения. При этом эксперты рекомендуют оставлять для «внесезонных продаж», в январе-феврале, не более 10% урожая винограда предыдущего года.
Напрашивается и еще один вывод: прирост «сезонных продаж», т.ч. рост экспорта в 2022 и 2023 годах вовсе не свидетельствует об увеличении урожая винограда в эти годы. Оценка урожая, увы, была и остается умозрительной.
Читайте также: Молдова в 2023 году экспортировала столовый виноград в рекордное количество стран
Во-вторых, сотрудники таможенного ведомства и эксперты ассоциаций виноградарей особо указывают на существенное, почти на треть по сравнению с аналогичным показателем за 2022 год, увеличение средней оптовой цены экспортированного в 2023 году столового винограда – $0,9/кг. При этом аналитики EastFruit утверждают, что значительная доля экспортного винограда урожая-2023 была реализована по оптовой цене выше $1/кг.
Чем вызвано подорожание экспортного товара? Факторов роста немало. Так, председатель Ассоциации производителей и экспортеров винограда РМ Георге Габерь отмечает значительное увеличение в структуре столового виноградарства доли продукции, собираемой с высотехнологичных плантаций. В частности, по его прогнозу, в текущем году общая площадь виноградников типа «Пергола» и «Гэйбл», способных дать продукции высокого качества в пределах 30-50 т/га, возрастет до 600-700 га.
Высокоразвитая послеуборочная инфраструктура (особенно – установки по экстренному охлаждению винограда) есть далеко не у всех виноградарских хозяйств, но и в этой сфере отмечается определенный прогресс. Качество товарного винограда, особенно экспорто-ориентированного, в последние годы растет – это положительно сказывается на цене.
Однако, как считает исполнительный директор APSM Cahul Сергей Тутован, экспорт очень значительного объема столового винограда урожая-2023 из РМ, причем большей частью – по высокой цене, прежде всего, был обусловлен специфической конъюнктурой европейского рынка. А именно, значительным недобором урожая столового винограда в некоторых важных виноградарских странах Евросоюза из-за погодных катастроф (и экстремальная засуха, и, в отдельных регионах — наводнения). Было бы стратегически неверно надеяться на повторение прошлогодних проблем в европейском виноградарстве в 2024 году. Логичней исходить из того предположения, что слишком благоприятная конъюнктура для экспорта молдавского винограда в страны Евросоюза едва ли сложится два сезона подряд. Следовательно, более надежной предпосылкой для стабильного экспорта столового винограда из РМ в ЕС станет терпеливая работа над дальнейшим повышением качества продукции.
И, возможно, самое главное – не стоит придавать слишком большое значение ситуативному успеху молдавского винограда на внешних рынках в прошлом году. В 2024 рыночная конъюнктура может существенно измениться.
В-третьих, как особое достижение властные структуры указывают на диверсификацию рынков сбыта. Произошло это и в данном случае. Акцент выставлен на расширении «географии экспорта» молдавского винограда: 33 страны в 2023, 23 страны – в 2022 году.
Однако, как не без иронии говорят некоторые трейдеры, «всему должен быть предел». Административные затраты при экспорте на пять-шесть больших и богатых рынков будут существенно ниже, чем те же затраты при экспорте на пятьдесят-шестьдесят малых и бедных рынков. В этой идее тоже есть правда и смысл.