В списке 25 крупнейших мировых экспортёров фруктов и орехов нет ни одной страны Восточной Европы и бывшего СССР. Только 26-ое место занимает Польша, которая в 2019 году выручила от экспорта фруктов, ягод и орехов около $1,26 млрд. Далее, на 37-ом месте, расположился Узбекистан, а замыкает топ-50 экспортёров Молдова. Мы не будем принимать во внимание Азербайджан, находящийся немногим выше Молдовы, так как значительные объёмы экспорта этой страны – это реэкспорт фруктов и орехов из Ирана и некоторых других стран в Россию. Кстати, Турция в этом рейтинге занимает высокое 7-ое место, экспортируя фруктов, ягод и орехов на $4,2 млрд.
Почему же тогда мы написали в заголовке, что Молдова экспортирует больше фруктов и орехов, чем Турция?!
Мы решили посмотреть мировой экспортный рейтинг более справедливо. Ведь все страны имеют разный размер, да и количество населения везде разное. Поэтому, чем больше в стране населения, тем больше людей могут заниматься выращиванием и экспортом. То есть своим рейтингом мы попытались показать, насколько важен плодовый экспорт для каждой из этих стран. Поэтому аналитики EastFruit просчитали мировой рейтинг экспортёров фруктов, ягод и орехов по показателю выручки от экспорта в расчёте на одного жителя.
Получается, что выручка от экспорта фруктов, ягод и орехов у Молдовы составляет около $88 на каждого жителя. Кстати, этот показатель, на самом деле, вероятно даже намного выше, так как мы исходили из официальных данных о количестве населения в стране, хотя в самой Молдове говорят о завышении этого показателя по причине массовой трудовой миграции.
Интересно, что у Турции показатель экспорта фруктов и орехов на одного жителя составляет всего $51, а у лидера фруктово-орехового экспорта бывшего СССР, которым является Узбекистан – всего лишь $20 на одного жителя. Правда следует сделать оговорку о том, что, вероятно, часть объёмов экспорта Узбекистана всё-таки не учтена в официальной статистике, но даже при этом ему невозможно будет соперничать по этому показателю с Молдовой.
И даже Грузия, которую мы часто критиковали за очень низкие объёмы фруктового экспорта, несмотря на прекрасные условия для выращивания фруктов, ягод и орехов, выручает около $33 на каждого жителя страны – на 68% больше, чем Узбекистан! Конечно же причина кроется в высокой выручке от экспорта фундука. По показателю объёма экспорта фундука, до начала нашествия мраморного клопа, Грузия занимала второе место в мире после Турции да и сейчас по-прежнему получает большие объёмы выручки.
Читайте также: Молдавская слива отправилась в Италию
В наш рейтинг мы не включали Беларусь, так как эта страна занимается преимущественно ре-экспортом и Азербайджан (по той же причине), а также страны-импортёры.
Кстати, наш рейтинг частично говорит и о потенциале развития экспорта. Взять, к примеру, Украину – эта страна имеют достаточно земельных ресурсов и населения, чтобы экспортировать значительно больше фруктов и орехов, чем сегодняшние $5 на одного жителя. Это, кстати, в 16 раз меньше, чем экспортирует маленькая Молдова. При этом Украина граничит с Евросоюзом – крупнейшим рынком сбыта, и, в отличие от Узбекистана, имеет выход к морю.
Аналогично, когда мы говорим о больших успехах Узбекистана, мы должны понимать, что потенциал у этой страны значительно больше. Ведь такая маленькая и отдалённая от рынков сбыта страна как Чили экспортирует фруктов, ягод и орехов на $309 на каждого жителя! Это тоже в 16 раз больше, чем Узбекистан и в 57 раз больше, чем Украина!
Однако у нас есть подтверждение того, что не климат, наличие земли и большое население решают всё, а главное в плодоовощном бизнесе – это маркетинг. И таким подтверждением является показатель Нидерландов. Эта страна экспортирует фруктов, ягод и орехов на $478 на каждого жителя – больше, чем другие страны мира. Да, это в значительной мере реэкспорт, но ведь и экспорт собственной продукции при этом остаётся стабильно очень высоким.
Поэтому, нам всё ещё есть к чему стремится. И мы с большим интересом смотрим за бурным развитием ореховодства в Грузии и Украине, увеличением ассортимента выращиваемых фруктов и начале тенденции промышленного производства ягод в Узбекистане, стремительным развитием плодоовощной инфраструктуры в Молдове и многими другими интересными тенденциями нашего региона.
Пусть эти цифры послужат примером того, к чему можно и нужно стремиться.