По осторожной оценке, специалистов Ассоциации Moldova Fruct, к началу последней декады марта в холодильниках сельхозпроизводителей-садоводов и коммерсантов-экспортеров Молдовы осталось не менее 80 тыс. тонн яблок урожая-2020. Возможно больше, но вряд ли сейчас этот факт можно расценивать как позитивный. Из года в год активные экспортные поставки молдавских яблок смещаются «все дальше в весну». Например, в прошлом году из Молдовы за рубеж было отправлено почти 40 тыс. тонн яблок (правда, в мае этот показатель снизился до неполных 25 тыс. тонн, в июне – до 3 тыс. тонн). Отсюда вопрос – в состоянии ли страна весной 2021 экспортировать не менее 70 тыс. тонн яблок?
Если ориентироваться на прецеденты прошлых лет – это с трудом, но возможно, слишком серьезного повода для беспокойства нет, пишет Agroexpert. Даже сотрудники ассоциации Moldova Fruct, сетуют на то, что не менее половины товарных запасов яблока в холодильниках по-хорошему годны лишь на переработку — чтобы не портить свой имидж страны-экспортера яблок европейского качества.
Читайте также: В 2021 экспорт яблок из Молдовы сильно отстает от «прошлогоднего графика»
Да, есть смягчающие обстоятельства – в прошлом году случилась катастрофическая засуха, потому яблоко зачастую мелкое, не идеальной формы и цветности. Но попытки придержать его до поздней весны (когда на российском рынке запасы собственного яблока закончатся) и продать товар дорого, могут оказаться тщетными. Возможно, стоит поступиться амбициями (ценой). Однако, чаще всего – это не наш метод.
Ситуация усугубляется тем, что внутренний рынок «фреш» для местных садоводов, по крайней мере, до лета потерян – на нем плотно обосновались импортеры сравнительно недорогих и более-менее качественных яблок из Украины и Польши. «Кусок пирога» вроде бы и не велик, если сравнивать с масштабами экспорта молдавских яблок, всего-то 2-4 тыс. тонн. Но, глядя с дугой стороны, это примерно тот объем «фруктов из холодильников», который нынешней весной предполагают купить консервные фабрики. А цена «технического яблока» почти всегда в разы ниже, чем цена на яблоки самого низкого качества, но реализуемого на «свежем рынке».
Тезисно, представители Ассоциации производителей плодоовощных консервов Speranța Con заявляют следующее:
- Маловероятно, что товарные запасы яблок в холодильниках фермеров и экспортеров слишком велики. Даже упомянутые 80 тыс. тонн они считают завышенной оценкой. В конце зимы — начале весны отдельные консервные фабрики вели переговоры с сельхозпроизводителями о поставках не реализованного на «свежем рынке» мелкого яблока. Но, в конечном счете, до подписания контрактов процесс не продвинулся. Значит, у садоводов-экспортеров появились основания надеяться, что продукцию они все-таки продадут выгодней, чем «на сок».
- Молдавские консервные фабрики, производящие яблочный концентрат, пюре и соки, способны весной (с момента, когда возвращение морозов маловероятно) принимать на переработку 2-5 тыс. тонн яблок в сутки. То есть, проблема нераспроданных товарных запасов яблок и теоретически, и практически может быть решена за две недели неспешной работы. Совсем недавно, после урожайного (665 тыс. тонн) 2018 года, консервные фабрики переработали весной более 20 тысяч тонн яблок. Однако в нынешнем году с учетом небольшого прошлогоднего урожая на переработку в весенний период едва ли поступит больше среднестатистического объема «технического яблока» — 1-3 тыс. тонн.
- Запасы яблочного концентрата в странах Евросоюза заканчиваются, но и спроса на него нет. С этой точки зрения – рынок находится в равновесии и больших изменений на нем не предвидится раньше, чем через месяц-два, а то и более. Следовательно, платить за техническое яблоко сейчас дороже, чем 2 лея/кг никто из молдавских переработчиков не рискнет. А вот снизиться цена может – в процессе хранения яблоки теряют технологичность, выход сока уменьшается.
Вывод: экспортерам стоит нарастить экспорт яблок в свежем виде, даже поступившись в цене (то, есть – рентабельности). «Тыл» есть – в случае необходимости, производители плодоовощных консервов способны принять на переработку практически всю неликвидную (на «свежем рынке» продукцию). Однако в таком случае речь о рентабельности фермеров и трейдеров не идет, в лучшем случае – лишь о минимизации потерь.