ГлавнаяПлодоовощной бизнесИнтервьюИнвесторы тепличного кластера в Имерети (Грузия) не будут ограничены в выборе культур для производства – Арчил Букия
ИнтервьюНовости

Инвесторы тепличного кластера в Имерети (Грузия) не будут ограничены в выборе культур для производства – Арчил Букия

В ноябре-декабре этого года государственное ООО «Имеретис агрозона» (Imereti AgroZone), осуществляющее проект создания в регионе Имерети (Западная Грузия) масштабного тепличного кластера, намерено объявить прием заявок в отношении производства продукции либо услуг на его территории. В сентябре ООО получило от государства дополнительные земельные участки, которые позволяют увеличить полезную площадь тепличного кластера до 219 га. Ожидается, что участвовать в проекте тепличного кластера будут как грузинские, так и зарубежные инвесторы, а также финансовые институты. О ходе реализации проекта тепличного кластера, его структуре, о предложениях, которые готовятся для грузинских и зарубежных инвесторов EastFruit побеседовал с директором ООО «Имеретис агрозона» Арчилом Букия.

— На каком этапе сейчас находится проект тепличного кластера?

— На данный момент завершена первая фаза проекта, включающая ряд подготовительных работ. Грузино-нидерландский GH&KSH Consortium, которого мы выбрали своим консультантом, представил нам рекомендации по концепции развития данного тепличного кластера, маркетинговые и другие исследования, необходимые для его эффективного функционирования. Мы окончательно определились с территорией, на которой разместится кластер. Изначально его развитие планировалось на участке в 125 га в Цхалтубском районе. Однако часть этой территории подпадает под защищенные санитарные зоны расположенной неподалеку насосной станции, посредством которой местное население снабжается водой, и чтобы избежать уменьшения полезной площади кластера, государство решило добавить нам два земельных участка. Один из них, площадью 158 га – смежный с первым участком, второй, площадью 61 га – находится в нескольких километрах и относится к Багдадскому району. Так что, мы будем развивать кластер на этих двух новых локациях, и его совокупная полезная площадь составит 219 га. В настоящее время мы, с учетом рекомендаций GH&KSH Consortium, готовим генеральный план развития территории.

Читайте также: В регионе Кахети (Восточная Грузия) открылось третье предприятие по сушке и хранению фундука

— Изначально тепличный кластер задумывался для организации производства, главным образом, зелени, потом было решено оценить его потенциал и в отношении других сельскохозяйственных культур. На чем, в итоге, Вы остановились?

— Мы решили, что инвесторы будут вправе выращивать на территории кластера любые сельскохозяйственные культуры, на которых остановят свой выбор — ведь это будет их производство, их бизнес. Мы ознакомим инвесторов со всей собранной нами информацией, дадим им рекомендации, но навязывать свое мнение не будем. У нас, в частности, есть результаты исследования местного рынка и экспортных возможностей грузинской плодоовощной продукции, проведенного по нашему заказу консалтинговой и аудиторской компанией BDO. Это исследование охватило ситуацию с 10 сельскохозяйственными культурами, включая томаты, огурцы, баклажаны, зелень, ягоды и т.д. Кроме того, GH&KSH Consortium предоставил нам очень хороший отчет по тем изменениям, которые произошли на мировом рынке в связи с пандемией коронавируса, а они – довольно серьезные. Вместе с тем, нужно принять во внимание и то, что ситуация на рынках постоянно меняется, и подобные исследования устаревают через 6-12 месяцев. Думаю, хорошей помощью для инвесторов будет подготовленный GH&KSH Consortium сборник, в котором подробно расписано, каким стандартам должна соответствовать продукция, если ее планируется представить на тот или иной конкретный рынок. Примечательно, что многие компании из различных стран мира уже выразили заинтересованность в нашем проекте, они неофициально связываются с нами и спрашивают, когда он начнется, как принять в нем участие. С учетом этого мы решили подготовить пакеты для потенциальных инвесторов по различным направлениям и в ноябре-декабре объявить прием заявок выражения интереса, в международном масштабе. К этому времени будет готов и генеральный план. Хочу отметить, что представленные нами инвесторам пакеты мы будем готовы скорректировать с учетом их пожеланий.

— Какой будет структура кластера?

— В соответствии с нашей концепцией, территория кластера будет разделена на различные зоны в зависимости от используемых технологий. Она будет включать, в частности, высокотехнологичные, средне- и низкотехнологичные зоны. Различные технологии – это, естественно, разный уровень инвестиций. Например, в случае высокотехнологической зоны, которая подразумевает наличие стеклянной теплицы с полным климат-контролем, досвечиванием и т.д., объем инвестиций должен будет составлять около 1,5 млн евро в расчете на 1 га. Понятно, что это заинтересует крупных инвесторов, как грузинских, так и зарубежных. Инвестиции в низкотехнологичной зоне потребуются минимум на порядок ниже. Наша задача – обеспечить участие в кластере всех видов производителей, начиная с крупных компаний, заканчивая малыми фермерами, занимающимися в регионе тепличным производством. Кластер будет включать отдельные зоны для выращивания ягод, для обустройства питомников. Будет и зона для органической продукции – там будут все условия для ведения органического производства по всем международным стандартам. В целом, на территории кластера будет присутствовать вся цепочка добавленной стоимости, необходимая для тепличного бизнеса. Там разместятся предприятия по переработке и упаковке, логистический центр, который будет заниматься консолидацией и реализацией производимой продукции, а также тренинг-центр, где будет происходить подготовка квалифицированной рабочей силы и агрономов (для чего будут приглашаться иностранные специалисты). И это все, за исключением тренинг-центра, будут частные бизнесы. По нашим расчетам, для полного освоения территории кластера требуется около 150 млн евро инвестиций – и это только со стороны частного сектора.

Государство возьмет на себя обустройство основной инфраструктуры – строительство внутренних и связующих с внешними дорог, обеспечение территории коммуникациями, необходимыми для снабжения электроэнергией, природным газом, осуществления ирригации и дренажа участков. Кроме того, мы обеспечим получение инвесторами документации для экспорта либо импорта по принципу одного окна, будем содействовать в улаживании тех или иных вопросов.

— Под какую зону планируется отвести наибольшую территорию?

— Акцент будет делаться на высокотехнологичной зоне, под которую мы планируем отвести около 40% территории кластера. В частности, второй участок, о котором я говорил – в 61 га, будет полностью отведен под высокотехнологичную зону, потому что для проекта необходим драйвер, а это – именно сектор высоких технологий. Ведь чем ниже предусматриваемый уровень технологий, тем меньше стоимость территории, прибыль компании и т.д.

— Вы сказали, что логистический центр тепличного кластера будет также в частном владении. Производители многих сельскохозяйственных культур в Грузии уже годами жалуются на неразвитость среднего звена, связующего их с рынками сбыта. Как Вы планируете привлечь частный бизнес к выполнению функции консолидатора и реализатора продукции кластера?

— Над решением этой задачи мы работаем в настоящее время. Заявки интереса мы будем принимать в том числе и в отношении логистического центра. Мы объявим предварительные условия, и, как я уже упоминал, с учетом интересов заинтересованных лиц они могут быть скорректированы, на то они и предварительные. Кстати, согласно предлагаемой нами модели, производители вовсе не будут обязаны сдавать свою продукцию именно в логистический центр, они смогут использовать и свои каналы ее реализации. Что касается логистического центра, то он тоже сможет закупать плодоовощную продукцию не только с территории кластера, но и из близлежащих районов. Чтобы выйти на серьезные рынки сбыта, надо поставлять туда продукцию регулярно, без сбоев, а для этого необходимо количество. Наряду с этим, центр поможет производителям региона, а там очень много тепличных хозяйств, не высокотехнологичных, но дающих продукцию, в решении проблемы с реализацией.

— Когда, по Вашему прогнозу, на территории кластера будет построена первая теплица?

— Конкретно сказать на данном этапе – сложно. Мы развиваем проект пошагово, выбирая наиболее оптимальные решения. Наши ближайшие шаги определим по итогам обработки заявок интереса. В 2021 году мы планируем начать строительство тренингового центра. USAID объявило конкурс на получение малых грантов на обустройство питомников и овощехранилищ, и не исключено, что какой-то из этих объектов будет построен непосредственно на территории кластера. Вообще, мы стараемся привлечь к проекту тепличного кластера как можно больше заинтересованных сторон, доноров, чтобы у инвесторов была возможность воспользоваться грантами и дешевыми кредитами из различных финансовых институтов. Мы уже обсуждали проект с USAID, UNDP, другими международными организациями, различными банками, многие очень заинтересованы, и ждут конкретных проектов, тогда и решится, как они будут помогать инвесторам. Не исключено, что само, ныне государственное ООО «Имеретис агрозона» будет реформировано по модели PPP (Public-private partnership или государственно-частное партнерство) – если появится подходящий инвестор, который вложит деньги и будет заниматься этим бизнесом, и тогда государство будет тратить меньше денег. Это — тоже одна из возможностей развития.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Грузия: в январе-октябре 2024 года импорт авокадо в страну вырос на 12%

EastFruit

В Северном Казахстане при участии китайских инвесторов будет построен агропарк

EastFruit

К 2030 году ВБ планирует довести финансирование сельского хозяйства до $9 млрд

EastFruit

Добавить комментарий