Нестабильная экономическая ситуация – не самый лучший союзник для украинских производителей плодоовощной продукции. Агробизнес не любит случайных людей, в деле останутся только те, кто планирует долговременное развитие хозяйства, в частности, как будет сохраняться собранный урожай.
Об этом в интервью EastFruit рассказал Андрей Марущак, коммерческий директор ООО «Ван Дайк Техникс», международной компании, специализирующейся на оборудовании и технологиях для хранения овощей, фруктов и ягод.
— Повлиял ли второй год пандемии COVID на процесс строительства овощехранилищ в Украине?
– COVID сегодня не сильно влияет на хранилища, как и на само хранение. Существенно влияет экономическая ситуация в стране и цены на конечную продукцию.
Это и нестабильность, и невозможность прогнозировать хотя бы на один-два месяца, не говоря уже о полугодии вперед. Это останавливает многих клиентов.
Еще одна из новых проблем – в Украине уменьшилось выращивание лука и стало меньше самих производителей. Два-три сезона низких цен подряд убили выращивание лука.
Почему это произошло? Все просто – обычно наши фермеры имели самодельные хранилища, в которых потери составляли 20-30%. Это самостоятельно оборудованные помещения, построенные без консультаций с экспертами. При профессиональном хранении вы будете иметь максимум 8% потерь за 6-8 месяцев.
Когда-то выращивать лук было очень выгодно — маржа была 100-200%, а иногда даже 400%. Однако в последние несколько лет ситуация изменилась, маржа стала 10-30%, а потери при хранении в 30-40%. Они и нивелировали все.
Мне жаль об этом говорить, но я видел огромные хозяйства, которые выращивали лук десятки лет, а потом за несколько лет просто обанкротились.
– Можно ли спасти такие хранилища, переоборудовав их?
— Переоборудование это иногда очень затратное дело, хотя бывают случаи, когда можно, легко, провести реконструкцию. Обычно лук у нас традиционно выращивается на юге, картофель – в средней полосе и на севере. Далеко возить на хранение овощи никто не будет. А переоборудование – дополнительные, к тому же, немалые деньги.
– Неужели в Украине перестали строить новые технологические линии для переработки или хранилища для овощей и ягод?
– Сегодня в Украине активно строятся линии по замораживанию лесных ягод. Их достаточно много. В основном это черника, но есть и малина и другие ягоды. Однако по малине нам сложно конкурировать с той же Сербией или Польшей.
В этом году на малину спрос, да. Возможно, ее снова начнут массово высаживать, как это было лет пять назад, а потом так же массово выкорчевывать. И это очень хорошо, по моему мнению – это сегментирует рынок. Когда вы строите бизнес, чтобы быстро заработать сегодня, он не будет работать.
Однако, когда вы строите бизнес со стратегическим расчетом хотя бы на 10 лет – он будет работать. Бывают периоды высокой маржи и низкой маржи, но вы понимаете, что за этот период в 10 лет у вас будет, условно говоря, общий заработок 30%.
Агробизнес нужно планировать и планировать довольно долго. Хранилища – это не на год или два. Период их эксплуатации не менее 25 лет.
Окупаются они уже после 3-5 лет, в зависимости от конъюнктуры рынка. Наличие хранилища позволяет заключить с сетями договоры на длительные поставки.
Если вернуться к вопросу заморозки, то в той же Польше работает более 200 тоннелей шоковой заморозки, а в Украине – только 30. Просто поляки все экспортируют, а мы – нет.
Максимум куда мы экспортируем – это в ту же Польшу. Поляки нашу продукцию просто добавляют в свою и экспортируют куда угодно.
Если мы, украинцы, можем экспортировать свои зерно, сою кукурузу, мы можем экспортировать все, что у нас растет, в частности, овощи и ягоды.
— Экспорт плодоовощной продукции – реальное будущее для Украины?
– Нужно понимать, что украинский рынок, он достаточно мал. Задача не столько производителей, сколько государства, развить экспортный потенциал страны.
Почему Нидерланды, которые в 17 раз меньше Украины, являются вторым в мире поставщиком фруктов и овощей? Голландцы когда-то давно поняли: внутренний рынок есть, но он достаточно мал, насытить его можно очень быстро, поэтому лучше работать на экспорт.
Не будем пока говорить о странах Европы. Европа – это квоты. Но для других стран это не помеха. Надо просто выполнять их условия.
Страны Африки или Азии обладают невероятным рынком и емкостью. Но мы не можем поставлять туда продукцию из-за элементарных вещей. Мы не знаем английского, к тому же у нас плохо работает возврат НДС при экспортных операциях.
Экспортный потенциал Украины просто невероятный, мы можем ту же Африку или Азию «завалить» любыми украинскими продуктами, но наши государственные деятели этому не способствуют.
— Логистические компании утверждают, что на пути развития экспортного потенциала Украины есть большое препятствие — не хватает профессиональных хранилищ и складов. Так ли это?
— Для начала нужно понимать разницу между составами специфическими и технологичными. Технологичные – это те камеры, которые предусматривают долгосрочное хранение овощей.
Например, мы провели реконструкцию одного проекта, который был построен 7 лет назад возле Киева. Его построили, затем запустили как технологичный склад для хранения овощей. Но на самом деле он таким не был – там хранили что угодно и всегда неудачно.
В этом году мы переоборудовали часть этого склада. И сегодня спрос на эти новые технологические камеры хранения очень высок. Люди реально стоят в очереди.