К каким тенденциям европейского ягодного рынка не готов украинский потребитель? В какие мифы аграрного сектора нужно перестать верить? Ответы на эти вопросы дал Тарас Баштанник, руководитель ООО «Украинская ягода», в интервью Дарине Востоковой, журналисту Agri — Gator.
— Тарас, когда-то давно Вы предложили идею руководству агрокомпании, и прописали бизнес-план, в котором значилось, что миллион долларов окупится за 4 года. С тех пор прошло достаточно времени, удалось реализовать написано?
Т.Б: — По ряду причин, миллион не окупился. Во-первых, постоянно идет реинвестирование прибыли в расширение площадей, переработку и заморозку. Во-вторых, этот бизнес-план прописывался к девальвации гривны, и на тот момент, это были совсем другие деньги. Подобная ситуация определенным образом подкосила весь бизнес, не только ягодный. Кроме этого, я не могу вспомнить с 2012 года ни сезона без каких-то погодных форс-мажоров, которые не скорректировали финансовый план.
— Насколько сложным оказался этот год? Повлияют ли погодные аномалии в дальнейшем на урожай?
— Если честно, на моей памяти это самый сложный сезон. В мае было невероятное количество дождей, в июне крайне высокая температура. Из-за этих проблем пострадало много урожая — земляники садовой (клубники) потеряли на $150 тыс. В какой-то степени это также недоработка агрономов. К сожалению, управленец бизнеса не может досконально разбираться во всех аспектах, полномочия необходимо делегировать, но в нашей стране, с нашей ментальностью это сложно. Приходится заниматься микроменеджментом.
Читайте также: Что мешает украинским садоводам активно экспортировать черешню? — мнение
— У Вас экономическая и философское образование. Помогает ли последнее «по-философски» относиться к аграрным проблемам?
— Всегда говорю, что если я разобрался в «Критике разума» Канта, то что там в той аграрке разбираться (улыбается). Помню слова моего учителя: «Наша задача научить вас учиться». Я считаю, что нужно учиться каждый день. Нужна база общего развития, фундамент. Философия — это очень мощная гуманитарное образование.
— Кто «задает тон» в ягодном бизнесе: Вы как производитель или все-таки потребитель?
— В нашем бизнесе, боюсь, тон задают переработчики, ну и потребитель обычно.
— Можно ли назвать голубику — трендовой ягодой 2019?
— Это глобальный тренд на много лет вперед. Голубика вообще — одна из тех немногих вещей в жизни, когда и вкусно и полезно. Относительно трендов: я за многие годы работы усвоил урок, что ягодный рынок наполняется и изменяется гораздо быстрее, чем я думал раньше. Пару лет назад мне казалось, что есть какой-то тренд, и пока все раскачаются, пока начнут сажать какую-то культуру, пока она начнет плодоносить, пройдет лет 5. Как оказалось, 2 года — это максимум, дальше цикл завершается.
— Посадочный материал голубики у Вас импортный? Каково соотношение сейчас импортного/украинского материала?
— Материал импортный, на тот момент не было другой альтернативы. Но сейчас достойные саженцы есть и у нас. Соотношение, в общем 50/50. Малина частично из Британии, половина из Украины. Если брал бы сейчас, то не переплачивал бы за британские саженцы. Клубника — материал наш, я им недоволен, качество не соответствует ожидаемому, в дальнейшем будем закупать в Европе. В общем я придерживаюсь мнения, что важнее не откуда саженец, а по какой технологии ты его выращиваешь. Любой крутой материал можно погубить. И наоборот.
— Кроме преувеличения исключительности органической продукции, еще мифы аграрного сектора существуют?
— Миф о том, что в ранних арбузах огромное количество нитратов. Срок созревания вообще не относится к нитратам, они не могут ускорить процесс созревания. Миф о том, что покупать у бабушек ягоду безопаснее, чем в обычных производителей. Это ошибка, потому что бабушки чаще всего вообще не обрабатывают ягоду, и там проблемы с микробиологическим показателям. Могут обрабатывать дешевой химией с рынка, а это вообще яд для человеческого здоровья. А еще, ягоды далеко не так рентабельны, как их рисуют в СМИ.
Когда вы выращиваете ягоду, на вас обязательно кто-то зарабатывает. В первую очередь это продавцы посадочного материала. Зарабатывают в хорошем смысле. Если кто-то, например, продал мне машину, он на мне заработал, но я не против. Аналогичная ситуация и в саженцах, и в орошении, и в удобрении. Таким образом раскачиваются определенные тренды, которые выгодны продавцам всех ресурсов. Мое мнение, что очень часто тренды развиваются необоснованно, или очень быстро, и это выгодно людям, описанным выше.
— Какие идеи реализованы исключительно в «Украинском ягоде», без аналогов в других украинских компаниях?
— Пинетки для ягод на 3 отсека. Не видел, чтобы в Украине кто-то еще это делал до нас, когда мы предложили этот продукт несколько лет назад. В Европе эти пинетки реализуются уже достаточно давно, захотелось внедрить подобное.
— Есть ли проекты, которые Вам бы хотелось реализовать, но к которым пока не готов украинский потребитель?
— Украинский потребитель мало к чему вообще готов, он достаточно консервативен. Мне очень нравится европейский тренд на овощи и фрукты в упаковках, порезанные и готовые к употреблению. Это отличный снек. У нас подобное есть на прилавках, но в малом количестве. И это связано не с тем, что его не предлагают, а с тем, что его не покупают.
— Бывает так, что приходится принимать экспериментальные решения?
— Да, эксперименты любим, охотно идем на внедрение новых технологий. Я считаю, что лучше что-нибудь попробовать, пусть даже и неудачно, чем вообще ничего не сделать. В этом плане мне нравится фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Там была ситуация: в больнице стояла массивная тумба, и пациенты верили, что если ее сдвинуть с места, можно убежать. Все знали, но никто не пытался, так как были уверены, что это нереально. Персонаж Джека Николсона единственный, кто попытался ее сдвинуть. Неудачно. Все стояли и смотрели на него, а он вернулся, и со злостью в голосе сказал: «Что вы смотрите? Я хотя бы попытался». Я запомнил его слова. Пробовать надо обязательно.