Украинская голубика в 2019 году открыла новые горизонты экспорта, помимо уже традиционных экспортных поставок в Беларусь (читай «Россию») и Евросоюз, что обнажает новые проблемы для экспортёров и производителей голубики.
Во многом благодаря успешной работе проекта по продвижению экспорта украинского продовольствия FAO, EBRD и EU4Business и торговой миссии Fruit Trade Ukraine – Middle East, первые партии голубики из Украины были поставлены авиатранспортом в страны Персидского Залива, в частности в ОАЭ, а также в страны Юго-Восточной Азии. Однако покупатели из этих стран сетуют на многочисленные сложности работы с украинскими поставщиками.
Одной из главных проблем является отсутствие у абсолютного большинства украинских экспортёров ягод оборудования для калибровки и сортировки голубики. Это существенно сужает круг возможностей для экспорта продукции, так как богатые потребители в таких странах как ОАЭ, Саудовская Аравия, Сингапур, Гонконг и Малайзия, предпочитают покупать калиброванную продукцию.
«В этом году мне довелось общаться лично приблизительно с двумя десятками крупных импортёров голубики из разных стран мира. Большинство из них готовы были работать и с некалиброванной ягодой, но их уровень интереса к ней был значительно ниже, чем к возможности импорта ягоды у производителей, имеющих современные сортировочные линии для ягоды. Следует помнить, что в мире нет дефицита голубики или других ягод, и что производство голубики в мире сейчас растёт быстрее, чем спрос на неё, поэтому любая дополнительная возможность выделиться из массы поставщиков имеет большое значение», — говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и руководитель проекта развития экспорта украинского продовольствия.
Читайте также: В Украине несколько выросли цены на голубику
«Если речь идёт о перспективе успешного экспорта голубики по конкурентной цене на перспективные рынки сбыта, уже сейчас можно сделать вывод, что у производителей не имеющих современных линий сортировки голубики, нет будет в этом бизнесе особых перспектив. Естественно, что сортировочные линии бессмысленны, если производитель не умеет выращивать ягоду крупных калибров, ведь основные доходы получают именно от реализации крупных ягод. И я сейчас даже не говорю о мощностях для охлаждения и хранения голубики, которых, к сожалению, у большинства тоже нет. Это вообще не обсуждается – без охлаждения ягоду никто не купит в принципе», — отмечает эксперт.
Он также советует небольшим и средним производителям, которые не имеют возможности самостоятельно приобрести сортировочные линии, начинать переговоры о кооперации. Тем более, что новый законопроект об аграрной кооперации, разработанный специалистами ФАО и ЕБРР совместно с аграрными ассоциациями Украины, уже прошёл первое чтение в Парламенте и имеет хорошие шансы на принятие во втором чтении уже в этом году.
«Рано или поздно украинские садоводы поймут преимущества кооперации, поскольку их главные конкуренты – это не коллеги из соседних хозяйств, а поставщики ягод и фруктов из других стран. На сегодняшний день украинские садоводы упрощают им задачу, пытаясь конкурировать друг с другом, вместо того, чтобы пытаться увеличить свою рыночную силу и упрочить репутацию, совместно формируя крупные партии качественных фруктов и ягод для экспорта и активно помогая коллегам повысить эффективность производства и качество продукции», — резюмирует Андрей Ярмак.