«Вертикальные фермы», «вертикалки» — эти слова ворвались в информационное пространство буквально в последние пару лет. Первые проекты вертикальных ферм уже появились в Украине, Молдове, Грузии и других странах региона, хотя в Узбекистане или Таджикистане о них пока почти ничего неизвестно.
Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в своей презентации «Вертикальные фермы – есть ли у них будущее? Стратегии создания вертикальных ферм» постарался ответить на главный вопрос – чем вызван интерес к вертикальному фермерству и каким может быть будущее у подобных проектов. Онлайн конференция “Вертикальные фермы: стратегии развития, рабочие бизнес-модели и риски” была организована проектом ФАО и ЕБРР «Климатически оптимизированные цифровые решения для производства фруктов и овощей» при поддержке EastFruit и Sapienza Media.
Посмотреть презентацию Андрия Ярмака можно ниже.
Прежде всего, Андрий Ярмак обратил внимание, что идея выращивания овощей и фруктов в вертикальных фермах возникла в силу весьма объективных причин. Ведь площадь сельхозземель в мире ежеминутно снижается на 23 гектара, а за три года теряется приблизительно столько же продуктивной земли, как в крупнейшей аграрной стране Европы – Украине. При этом население Земли растёт со скоростью 5,5 млн жителей в месяц (две Украины за год!), и этих людей нужно кормить. А значит сельскохозяйственной земли нужно больше, а не меньше. Но это, если ничего не менять в технологиях, конечно.
Также очень важно понимать, что климат меняется, что приводит к потерям урожаев. Люди всё реже хотят работать в сложных условиях в поле или в саду, население массово переезжает из сельской местности в города, а логистика обеспечения их продукцией значительно усложняется.
Вертикальные фермеры, по мнению Андрия Ярмака, помогают, как минимум теоретически, частично решать эти проблемы. Правда пока что есть серьёзное препятствие в виде высокой стоимости этих решений и малого опыта в развитии технологий вертикального фермерства.
Тем не менее, в Украине, Грузии, Молдове и других странах уже есть коммерчески успешные проекты, которые работают и зарабатывают деньги. Эксперты ФАО провели исследование, чтобы определить, что же отличает успешные проекты.
По словам Андрия Ярмака, успешные проекты, как правило, отличаются системными подходами к маркетингу (оптимизация каналов сбыта с учётом специфики продукции и объёма), правильным выбором культур с акцентом на уникальность (дорогие культуры с коротким циклом производства и почти полным отсутствием конкуренции), эффектом синергии (когда бизнес по производству комбинируется с другим, как, например, ресторанный или энергетический), и, что наиболее важно, наличием собственных глубоких знаний и опыта в агрономии или технологиях, которые крайне важны для вертикального фермерства (освещение, энергетика, орошение и т.п.). Также успешность проекта определяется в значительной мере местом производства – это должен быть город со сравнительно высокими доходами у населения и с развитым сегментом общественного питания и туризма (ХоРеКа).
«Интересно отметить, что главное преимущество вертикальных ферм – высокий уровень интереса к ним со стороны крупных инвесторов, является одновременно и самой большой их проблемой. Ведь большинство крупных инвесторов не вникают в детали технологий и не привносят в проект никаких знаний и опыта, а просто предоставляют финансирование, которое я называю «нетерпеливые деньги». Они просто хотят получить максимально быстрый и высокий возврат своих инвестиций. А поскольку технологии вертикального фермерства пока не отработаны, равно как и не отработаны все каналы маркетинга продукции, то это приводит к множеству проблем и банкротств в этой отрасли в глобальном масштабе», говорит Андрий Ярмак.
В частности. он называет ряд наиболее распространённых причин банкротства вертикальных ферм:
— «переинвестирование» — когда инвестор пытается вложиться сразу во все возможные элементы технологий, которые не являются критически важными и лишь приводят к росту стоимости проекта;
— «всё и сразу» — когда сразу же создаётся масштабный проект с большими объёмами производства, без откатки технологий на небольших площадях;
— низкое отношение выручки к инвестициям по причине плохо продуманного маркетинга или неверного выбора продукции;
— резкий рост затрат на электроэнергию по отношению к тому, который планировался, поскольку почти все проекты не генерируют энергию самостоятельно;
— дефицит агрономических знаний у основателей проекта и менеджеров вертикальных ферм, который не могут заменить даже лучшие технологии автоматизации процессов;
— «нетерпеливые деньги» — когда проекту не даётся права на ошибку, что приводит к полной потере инвестиций.
Далее эксперт рассказывает на примере западного региона Украины, как можно выбрать культуру для выращивания в вертикальной ферме. Для начала эксперты проекта EastFruit провели в октябре 2022 года анализ розничных цен на культуры с коротким циклом выращивания (20-50 дней). Самые высокие цены были на съедобные цветы. Далее, с большим отрывом, следовали следующие товары: микрогрин, тархун или эстрагон, свежий базилик разных видов, мята, шпинат, беби-микс салатов, салаты листовые, кинза и руккола. Самые низкие цены были на традиционную зелень – укроп и петрушку.
Однако высокая цена не гарантирует высоких продаж, поэтому важно подключить к анализу также фактор объёмов рынка. Здесь ожидаемо самые высокие показатели были у наиболее дешёвых продуктов. Однако оптимальное соотношение цены и объёма рынка наблюдалось для таких товаров, как эстрагон, базилик и мята, а также, различные видов салатов. Однако здесь всё зависит от масштабов проекта, и каждый должен делать выбор, исходя из собственных параметров бизнеса.
Читайте также: Вопросы защиты растений от вредителей и болезней занимают ведущее место при выращивании в вертикальных фермах (видео)
Естественно, это лишь первый шаг в определении того, что выращивать. Далее необходимо включаться в работу с представителями сегмента ХоРеКа, чтобы понять, какие позиции являются уникальными и наиболее ценными. Здесь уже важно понять, по какой из позиций наблюдается высокий удельный вес импортной продукции (а значит, транспорт дорогой + возможны проблемы со свежестью и качеством). Также важно понять, у каких видов продукции наибольшие проблемы со свежестью и вкусом, ведь вкусный свежий салат может стать причиной, по которой люди станут возвращаться в конкретный ресторан, если он будет получать продукцию ежедневно из вертикальной фермы, расположенной рядом. Ну и многие этнические рестораны могут требовать широкого ассортимента зелени, которую просто невозможно найти на рынке.
Кстати, верно и обратное – если предложить рынку широкий ассортимент зелени круглый год – это может помочь ресторанам расширить меню, введя в неё салаты и блюда, которые ранее ресторан предложить не мог. Пример такого подхода – вертикальная ферма Space Farms в Грузии, которая находится прямо в ресторане.
Конечно, на данный момент технологии вертикального фермера лишь начинают развиваться, что ограничивает спектр культур, которые могут в них выращиваться. Однако в будущем, по мере удешевления технологий и их совершенствования, будут открываться новые возможности. Поэтому вертикальные фермы — это и будущее, и, одновременно, уже реально прибыльный и устойчивый бизнес при разумном подходе к нему.