На прошлой неделе, как сообщал EastFruit, Россия ввела запрет на импорт тепличных томатов и перца из Ферганской области Узбекистана по причине обнаружения в партии продукции из этого региона карантинного объекта — вируса коричневой морщинистости плодов томата (Tomato brown rugose fruit virus (ToBRFV). Однако запрет на поставки – это не самая большая проблема в данном случае.
По мнению известного международного эксперта тепличных технологий Марите Гайлите, которая представляет ассоциацию овощеводов Латвии Latvijas dārznieks, если это и правда тобамовирус (ToBRFV), то ситуация может оказаться намного более угрожающей для тепличного бизнеса Узбекистана и всего региона, чем запрет на поставки.
«Этот вирус сохраняется в почве и вызывает очень серьезные потери урожая. Его распространение может привести к значительному сокращению площадей под томатами в этом регионе. А если инфицированные томаты попадут в другие регионы, то ситуация для производителей окажется хуже, чем с ковидом», поясняет Марите Гайлите.
Читайте также: Максимальный рост цен на тепличные овощи был зафиксирован в Беларуси. Обзор рынка за 48-ю неделю 2020 г.
Кроме помидора и перца, тобамовирус может поражать и другие паслёновые культуры – в частности картофель или табак. Так как этот вирус начал приносить урон сельскохозяйственным культурам сравнительно недавно, во многих стран он даже не внесён в перечень карантинных объектов, а его идентификация утруднена. Поэтому узбекским тепличникам нужно отнестись к ситуации очень серьёзно, быстро локализировать очаг заражения и не допустить распространения вируса.
Не исключено, что в качестве меры предосторожности, другие страны региона будут вводить временные запреты на поставки узбекской продукции. В частности нам стало известно, что такая мера уже рассматривается в Казахстане.
Аналогично, Российские уполномоченные службы в ближайшее время будут проверять все импортные партии импортных томатов, перца и других овощей на наличие данного вируса. Ведь тепличный бизнес России на сегодняшний день является одним из наиболее современных в мире благодаря миллиардам долларов инвестиций, вложенных в него внутренними инвесторами за последние пять лет.