Аналитики EastFruit неоднократно обращали внимание на проблемы тепличной отрасли Узбекистана. Одним из камней преткновения для местной тепличной отрасли стали проблемы с доступом к газу, который, кстати, является одной из главных экспортных позиций Узбекистана. Чуть более двух лет назад мы на цифрах поясняли, почему экспортировать тепличные помидоры намного выгоднее, чем газ – ведь тепличные овощи и ягоды – это продукты с высокой добавленной стоимостью, которые позволяют создавать ещё и множество рабочих мест в стране, в отличие от газа, который уходит на экспорт по трубам.
Другая проблема состоит в том, что главные конкуренты Узбекистана, которыми являются тепличные комбинаты Туркменистана и россии, вообще не имеют никаких проблем с доступом к «голубому топливу». Более того, цены, которые платят за год тепличники в том же Туркменистане в разы ниже, чем в Узбекистане. Поэтому Туркменистан активно вытесняет узбекских экспортёров с российского рынка тепличных овощей, а альтернативных рынков для экспорта этой продукции у Узбекистана совсем немного.
И вот 16 февраля 2023 года увидело свет Постановление Президента Республики Узбекистан с достаточно ироничным названием, если учесть содержание: «О мерах по ускорению внедрения возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий в 2023 году». И в самом начале и правда речь идёт о солнечной и ветровой генерации…
Но теперь процитируем содержание постановления, касающееся тепличных предприятий Узбекистана:
«22. Утвердить плановые показатели и адресные перечни перевода 1147 теплиц и 250 предприятий по производству строительных материалов на угольное топливо в 2023 году согласно приложениям №№ 8, 8а, 8б, 8в.
Установить, что в регионах республики:
персональная ответственность за перевод теплиц на угольное топливо возлагается на министра сельского хозяйства Воитова А.Б. и заместителя Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и заместителей хокимов областей по вопросам сельского хозяйства;
персональная ответственность за перевод предприятий по производству строительных материалов на угольное топливо согласно приложениям №№ 8а, 8б и 8в к настоящему постановлению возлагается на заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Хидоятова Ш.С., председателя правления АКБ «Узпромстройбанк» Аннакличева С.С. и заместителя Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, заместителей хокимов областей и города Ташкента по вопросам строительства».
Конечно же, уголь не только не является возобновляемым источником энергии, но и для тепличной отрасли, и для экологии страны является одним из худших возможных решений, особенно по сравнению с газом.
Поясним, почему уголь является плохим решением, ухудшающим конкурентоспособность тепличной отрасли Узбекистана. При переходе с газа на уголь у тепличников возникают следующие проблемы:
- Рост затрат на отопление теплиц на 12-17%, то есть снижение уровня доходов производителей и конкурентности продукции – ведь у тех же тепличников Туркменистана затраты не вырастут;
- Увеличение объёма капительных инвестиций в каждый гектар, так как необходимо больше земли и дополнительные объёмы складов для хранения угля, а также закупка техники для его постоянного перемещения. Кроме того, нужна закупка дорогих фильтров для снижения выбросов от сжигания угля;
- Более высокие затраты на оборотные средства, так как уголь нужно закупать впрок – а это замороженные деньги и дополнительные затраты на обслуживание кредитов;
- Более высокие затраты на рабочую силу для работы с углём – нужны грузчики, кочегары, охранники и т.п.;
- Более высокие затраты на замену фильтров котельной;
- Снижение урожайности в теплицах и ухудшение качества продукции вследствие снижения прозрачности стекла или плёнки после попадания пепла и сажи от сжигания угля на поверхность теплиц (проблема почти полностью решается дорогой системой фильтров и их регулярной заменой), что может привести к снижению отпускной цены и повышению себестоимости, то есть, конкурентоспособности тепличной продукции из Узбекистана.
Другими словами – переход на уголь для тепличника – это рост затрат при снижении доходов, конечно, если уголь не будут продавать значительно дешевле. Правда, если учесть возможный резкий рост спроса на уголь в условиях перехода и тепличников и других потребителей (в Указе об этом тоже идёт речь) на уголь, то цены при росте спроса могут резко вырасти. Поэтому на низкие цены вряд ли стоит рассчитывать. Тем более что в документе идёт речь об обеспечении импорта доступного угля, т.е. его придётся покупать по мировым ценам.
Однако наихудшая новость – это возможное снижение качества продукции, что является на данный момент критически важным фактором для успешной конкуренции на международном рынке плодоовощной продукции.
Ну и нельзя не упомянуть об экологии. По данным Управления энергетической информации США, природный газ при сжигании выделяет почти на 50% меньше CO2, чем уголь. Природный газ также выделяет меньше углекислого газа при сгорании.
Нужно сказать, что в постановлении предусмотрены меры поддержки тепличной отрасли при переходе на уголь, но они не «оцифрованы», и все проблемы тепличникам придётся решать за счёт кредитов. Если же учесть, что многие предприятия отрасли и так «закредитованы под завязку», то ситуация выглядит весьма сложной. Однако процитируем документ.
«23. Правительственной комиссии по вопросам внешней торговли, инвестиций, развития местной промышленности и технического регулирования (Ходжаев Ж.):
совместно с коммерческими банками обеспечить своевременное выделение кредитных средств на закупку оборудования предприятиям, переводимым на угольное топливо;
принять гарантированные поощрительные меры при экспорте продукции, производимой предприятиями, переведенными на угольное топливо;
оперативно решать проблемные вопросы, возникающие при ввозе импортной угольной продукции и соответствующего оборудования на предприятиях, переведенных на угольное топливо;
осуществлять дополнительные меры по поддержке отечественных тепличных хозяйств в целях повышения на основных экспортных рынках конкурентоспособности выращенной в них продукции».
Учитывая сокращение количества населения рф и снижение доходов потребителей в этой стране, являющейся главным покупателем тепличных овощей из Узбекистана, похоже, что самую высокотехнологическую отрасль сельского хозяйства Узбекистана ждут непростые времена.