По информации Центральноазиатской команды EastFruit, в регионе начали происходить достаточно неожиданные и резкие изменения на рынке фруктов. Тысячелетние традиции высокого уровня потребления сухофруктов жителями региона начали уступать новым модным трендам. Молодое поколение предпочитает потреблять свежие фрукты даже в межсезонье, что приводит к определённым ценовыми аномалиям. Прежде всего, это заметном в Узбекистане и Таджикистане.
Например, в этом году весенние заморозки привели к потере значительной части урожая абрикоса для сушки, однако это почти не отразилось на его ценах. Бахтиёр Абдувохидов, международный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), считает, что причина в снижении спроса на сухофрукты, прежде всего на внутреннем рынке.
Это происходит сразу по нескольким причинам. Прежде всего, появление новых сортов и технологий выращивания фруктов позволяют значительно расширить сезон их реализации в свежем виде. А это значит, что эти фрукты в свежем виде физически доступны.
Второй немаловажный фактор – это повышение уровня доходов населения, что позволяет платить за фрукты более высокую цену. А это, в свою очередь, оправдывает инвестиции в новые технологии их выращивания и внедрение новых сортов.
Читайте также: Казахстан сформирует агрокараван с плодоовощной продукцией из Центральной Азии
Третий фактор – динамичное развитие современных технологий хранения свежих фруктов. Фруктохранилища с регулируемой газовой средой (РГС) и их вариации, такие как ULO, CA, DCA и т.п., уже не являются диковинкой для Центральной Азии. А эти технологии, в свою очередь, позволяют сохранить качество столового винограда, яблок и ряда других фруктов практически в течение всего года. Те же фрукты, что не подлежат длительному хранению, можно сохранить несколько недель. Хорошим примером является черешня, которая, в случае использования гидрокулинга и пакетов с модифицированной газовой средой (MAP), может храниться в фруктохранилище до двух месяцев без потери качества!
Ещё один важный момент – это осознание пользы для здоровья от потребления свежих фруктов. Это стало особенно заметно с началом пандемии коронавируса, когда продажи некоторых фруктов, особенно с высоким содержанием витамина С, резко выросли. С тех пор ситуация успокоилась, но предпочтение для свежих фруктов у потребителей, заботящихся о своём здоровье, осталось.
Ну и пятый фактор – это либерализация международной торговли, позволяющая снизить ценовые колебания и увеличить предложение свежих фруктов на рынках всех стран региона. Хороший пример – это Узбекистан и Таджикистан. Торговля между этими странами была много лет фактически заблокирована. Однако в последние годы она активно развивается. В этом году, например, Таджикистан, который значительно меньше пострадал от заморозков, чем Узбекистан, активно поставляет в соседнюю страну свежие косточковые фрукты и ягоды.
Значит ли это, что традиционное сушка абрикоса, которую мы показывали в видео: «Абрикос, курага, кайса, урюк, баргак Таджикстана — как выращивают, убирают, сушат на солнце, продают сухофрукты в этой стране», уходит в прошлое? Вероятнее всего, это так. Однако это не значит, что сухофрукты не нужны. Правда мировая торговля сухофруктами имеет тенденцию к снижению, но продукт высокого качества всегда будет пользоваться высоким спросом.