ГлавнаяНовостиСможет ли Узбекистан стать «Чили Центральной Азии» в сфере экспорта фруктов и овощей?
АктуальноНовостиЭксклюзив

Сможет ли Узбекистан стать «Чили Центральной Азии» в сфере экспорта фруктов и овощей?

Сегодня в Узбекистане проходит первый международный В2В форум по диверсификации экспорта свежей плодоовощной продукции, на который команда проекта ФАО и ЕБРР по поддержке развития плодоовощного бизнеса региона пригласила исключительно тех местных экспортёров, которые потенциально смогут удовлетворить требования наиболее требовательных покупателей овощей и фруктов в мире. В событии также принимают участие местные сети супермаркетов «Макро» и «Корзинка». Импортёры – это крупные международные и иностранные компании, поставляющие свежие овощи и фрукты в страны ЕС, Ближнего Востока и Восточной Европы.

Событие открыл Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента ФАО, презентацией «Сможет ли Узбекистан стать Чили центральной Азии в сфере экспорта фруктов и овощей?». Он отметил, что и Чили и Узбекистан имеют много общего: это подобные по размерам страны с уникальным климатом и с дефицитом водных ресурсов, которые достаточно изолированы от других стран мира и вынужденные поставлять продукцию на большие расстояния.

Однако, при этом, у Узбекистана есть преимущество в стоимости и наличии рабочей силы, но у Чили преимуществ больше. Чили имеет доступ к мировому океану, а Узбекистан одна из двух стран в мире, которой для доступа к океану или морю нужно пересечь границы минимум двух других стран. Кроме того, главным рынком сбыта для Чили является США – гораздо более надёжный и богатый партнёр, чем россия, которая является главным рынком сбыта для Узбекистана. Однако главным преимуществом Чили, по мнению Андрия Ярмака, является более современное понимание вопроса качества продукции активные усилия по продвижению экспорта.

«Качественный фрукт, это не тот, который понравился экспортёру по вкусу. Качественный фрукт – это тот фрукт, который доехал до покупателя без потери свежести и качества, понравился покупателю в стране назначения и позволил импортёру и ритейлеру в этой стране заработать на его реализации. Например, покупателям в Германии или северных странах Европы может не понравиться вкус фруктов из Узбекистана ровно по той же причине, по которой узбекским потребителям он нравится – они будут для них слишком сладкими. Поэтому, вынужден повторить банальную фразу, которая всегда актуальна – нужно стараться продавать не то, что выращивается, а выращивать то, что хорошо продаётся», — говорит Андрий Ярмак.

Он также отметил, что среднегодовые темпы роста экспорта плодоовощной продукции из Узбекистана за последние пять лет составляли 10%, однако экспортные цены почти постоянно снижались. В последние два года, несмотря на рост объёма экспорта, Узбекистан вообще снизил объёмы экспортной выручки от плодоовощной продукции, что привело к снижению доходов садоводов и овощеводов.

Почти половину экспортных доходов Узбекистану за последние 5 лет в сфере плодоовощной продукции приносили три товара: виноград, сухофрукты и черешня. Однако для покупателей из ЕС и Ближнего Востока узбекский виноград не интересен по причине неизвестности местных сортов на этих рынках сбыта и качественных параметров.

Из тех узбекских товаров свежего плодоовощного сегмента, которые могут заинтересовать импортёров из стран ЕС и Ближнего Востока, стоит отметить черешню, а также, в меньшей степени дыню, лук и гранат. Однако здесь необходимо поработать над качеством и поиском рыночных ниш. По мнению Андрия Ярмака, выращивание черешни в закрытом грунте помогло бы Узбекистану расширить географию экспорта этого товара, благодаря более раннему созреванию и более высокому качеству фруктов. Такая черешня была бы интересна не только в ЕС, но и в Великобритании, Китае и странах Юго-Восточной Азии.

Говоря о физических объёмах экспорта, Андрий Ярмак отметил две крупнейшие позиции – столовый виноград и лук. Однако по винограду, а точнее по диверсификации его экспорта, есть серьезные проблемы, о которых мы писали в материале «Рейтинг популярности сортов столового винограда Узбекистана – это приговор для отрасли».

Низкий уровень диверсификации экспорта плодоовощной продукции Узбекистан эксперт проиллюстрировал следующим слайдом.

По информации Андрия Ярмака, более 90% плодоовощной продукции экспортируется в страны СНГ, причём преимущественно в россию, в том числе и через соседние страны, такие как Казахстан и Кыргызстан. То же, что экспортируется за пределы СНГ – это преимущественно сухофрукты, а не свежая продукция. Поэтому, по свежим овощам и фруктам, почти 100% уходит в страны СНГ.

В то же время более богатые страны могут платить более высокую цену за свежие овощи и фрукты, чем россия и СНГ. А значит, нужно учиться у Чили, страны, которая делает акцент не на количестве, а на качестве и ценности экспорта.

«Чтобы стать Чили Центральной Азии, Узбекистану необходимо кардинальным образом пересмотреть восприятие качества овощей и фруктов, диверсифицировать экспорт и работать над маркетингом в 10 раз больше, чем Чили. А то, что Узбекистан умеет работать упорнее многих других, я не сомневаюсь», — резюмирует экономист ФАО.

EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Процесс подготовки подкарантинной продукции к экспорту упростили в Узбекистане

EastFruit

Субсидии для проектов по улучшению почв доступны молдавским фермерам

EastFruit

Марокко восстанавливает поставки апельсина в США и экспортирует рекордный за год объем

EastFruit

Добавить комментарий