Как показывает статистика прошлых лет, сезон экспорт персика и нектарина из Узбекистана завершается во второй половине либо третьей декаде сентября. Текущий год не стал исключением. За последние десять дней экспорт персика/нектарина из Узбекистана практически отсутствует, что означает завершение сезона экспорта этой продукции.
Нынешний сезон персика/нектарина в Узбекистане отличился относительно низкими ценами, резким увеличением объема отгрузок на внешние рынки и рекордной экспортной выручкой, отмечают аналитики EastFruit.
Еще в середине июня 2022 года EastFruit писал об успешном старте нынешнего сезона экспорта персика и нектарина из Узбекистана. Отгрузки первых партий этой продукции начались в третьей декаде мая – в тот же период, когда появились первые оптовые партии на внутреннем рынке. В третьей декаде мая и первой половине июня 2022 года объем экспорта персика/нектарина из Узбекистана в натуральном выражении в 3 раза превысил показатель аналогичного периода 2021 года! Тому способствовало резкое снижение оптовых цен на эту продукцию на внутреннем рынке в начале сезона массового сбора урожая 2022 года. Такая динамика цен наблюдалось и в прошлом году, однако в нынешнем году темпы падения цен в начале сезона массового сбора урожая персиков и нектаринов оказались куда выше, чем в 2021 году. Напоминаем, что нынешний сезон массового сбора урожая персиков и нектаринов в Узбекистане стартовал в первой декаде июня, примерно на неделю раньше, чем в прошлом году.
По мнению участников рынка и производителей этой продукции, падение цен было связано с высоким урожаем ранних сортов и оптимистичными ожиданиями по урожаю среднеспелых сортов, и как следствие – растущими объемами предложения на внутреннем рынке. В свою очередь, это означало, что погодные аномалии, наблюдавшиеся в Узбекистане в марте текущего года и нанесшие значительный ущерб урожаю миндаля, черешни и абрикоса – практически не повлияли на урожай персика и нектарина.
Начиная со второй декады июня по 10 июля 2022 года, наблюдалась такая же понижательная динамика оптовых цен на персик/нектарин в Узбекистане, но средние оптовые цены были на 20-35% ниже, чем прошлогодние уровни.
Как видно из графика выше, далее история с ценами снова повторилась, т.е. динамика оптовых цен с 15 июля по 5 августа 2022 года была весьма схожа с прошлогодней. Но средние оптовые цены в нынешнем году все же были ниже прошлогодних уровней в среднем на 8%.
Однако существенное отличие движения оптовых цен на персик/нектарин в Узбекистане от прошлогодней динамики стало проявляться, начиная с середины августа 2022 года. Если в прошлом году наблюдалась растущая тенденция в этом периоде, то в нынешнем году цены продолжали снижаться, что неоднократно отмечали аналитики EastFruit. В результате, разрыв с прошлогодними уровнями увеличивался, и с середины августа по конец сентября 2022 года средние оптовые цены на персик/нектарин были на 35-55% ниже, чем в аналогичном периоде 2021 года.
В целом, относительно низкие цены на персик/нектарин в сезоне-2022 вследствие более высокого урожая, чем в прошлом году, способствовали наращиванию объемов отгрузок на внешние рынки таким образом, что экспортная выручка от реализации этой продукции оказалась рекордной, как минимум за последние пять лет.
По предварительным данным официальной статистики, с начала мая по конец сентября 2022 года, Узбекистан экспортировал 76,7 тыс. тонн персиков и нектаринов на общую сумму $68,1 млн, что на 38% больше в натуральном выражении и на 55% больше по сумме выручке по сравнению с показателями 2021 года.
Однако необходимо учесть, что из-за относительно низкого урожая персика и нектарина в Узбекистане в сезоне-2021 и высоких цен на внутреннем рынке, объемы экспорта этой продукции были ниже, чем в 2018-2019 гг., не говоря о сравнении с рекордными показателями 2020 года. Поэтому, объемы экспорта в нынешнем сезоне следовало бы сравнить с показателями 2018-2020 гг.
Как видно из диаграммы выше, объем экспорта персиков и нектаринов из Узбекистана в 2022 году в натуральном выражении оказался на 18% больше чем в 2018 году и на 36% больше, чем в 2019 году, но на 6,7% меньше, чем рекордный показатель 2020 года.
Однако по сумме экспортной выручке показатель 2022 года оказался рекордным как минимум за последние пять лет, превысив на 11% предыдущий рекорд 2020 года.
Учитывая резкое снижение объемов экспорта черешни из Узбекистана в 2022 году из-за низкого урожая и высоких цен, можно с уверенностью сказать, что в нынешнем сезоне персик и нектарин займут второе место по значимости в экспортной выручки Узбекистана во фруктовом сегменте, уступив лишь свежему столовому винограду.
Что касается географии экспорта, то в сезоне 2022 года немногим более 99% объема экспорта персиков и нектаринов из Узбекистана были отгружены на рынки стран ЕАЭС. Остальная часть распределилась между странами-импортерами: Туркменистан – 471 тонна, Таджикистан – 42 тонны, Монголия – 14 тонн и ОАЭ – 4 тонны.