Ужесточение Россией надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в той части, которая касается проверок импортируемой в страну плодоовощной продукции, на данном этапе вызывает немало вопросов и чревато простоями партий овощей и фруктов на границе, — заявила EastFruit соучредитель грузинской компании – консолидатора голубики Agritouch, одна из учредителей производителя голубики Blueberry Farm, эксперт по производству голубики Екатерина Вепхвадзе.
«На сегодняшний день мы не располагаем такой информацией как: признает ли российская сторона в рамках вышеупомянутого контроля сертификат GlobalG.A.P., дающий гарантии в отношении качества продукции, каковы перечень требуемых анализов, спектр пестицидов, допустимые нормы остаточной концентрации пестицидов в продуктах, каков список «признаваемых» лабораторий и т.д. Получается, что если у российской стороны будет такое желание, она сможет остановить на границе плодоовощную продукцию с целью проверки на пестициды на несколько рабочих дней, что может повлечь потерю качества, и еще неизвестно, чем будут заканчиваться такие индивидуальные проверки», — заявила Екатерина Вепхвадзе.
По словам Екатерины Вепхвадзе, эта неопределенность повлекла перебои в последние дни с закупками экспортерами и холодильными хозяйствами голубики и персика, урожай которых сейчас собирают в Грузии, и основным рынком сбыта которых является именно Россия. Соответственно, снизились закупочные цены. В случае с голубикой на фактор ужесточения регуляций российской стороной наложилось начало поставок на рынок России голубики из Сербии.
Как рассказала Екатерина Вепхвадзе, в сложившихся обстоятельствах наиболее пострадали мелкие фермеры, например, производители голубики, которые собирают по 100-200 кг урожая, не имеют инфраструктуры для хранения, и продукция которых, как правило, не сортирована. Чтобы помочь им Agritouch объявил о готовности закупки у них голубики с целью последующей сортировки, заморозки ягоды и ее экспортной реализации, естественно, по более низкой цене в сравнении со средней экспортной.
«Для нас сейчас подобная консолидация – немалый риск, но мы надеемся, что все образуется. На сегодняшний день мы закупили около 1 тонны. К процессу заморозки пока не приступали», — добавила она.
Что касается компании Blueberry Farm, владеющей 27 га плантации голубики и собирающей в этом году свой первый урожай (прогнозный показатель – порядка 50 тонн), то, по словам Екатерины Вепхвадзе, проблем с реализацией ягоды у нее, во всяком случае, пока — нет.
«С качеством голубики компании Blueberry Farm, имеющей на нее сертификат GlobalG.A.P., уже неплохо знакомы. Урожай у компании первые три недели закупался довольно активно, прямо с сада, в соответствии с ранее заключенными договоренностями. Спрос есть и сейчас, правда цены — несколько ниже, чем в начале сезона. Рынки сбыта у компании диверсифицированы. К услугам компании – холодильное хозяйство ее партнера Agritouch. Так что, мы рассчитываем, что первый для Blueberry Farm сезон будет, в целом, успешным», — рассказала она.
Напомним, что 29 июня Национальное агентство продовольствия Грузии распространило заявление, в котором говорится, что «на данном этапе на импорт растительной продукции в Российскую Федерацию особых ограничений не действует», и «экспорт из Грузии персика, нектарина и голубики осуществляется беспрепятственно».
«Здесь же следует отметить, что механизмы соблюдения регламента использования пестицидов и контроля безопасности продукции в Российской Федерации ужесточены. Новая регуляция действует как в отношении местного производства, так и импортируемой продукции. С целью контроля импортируемой продукции Россельхознадзор полномочен, в случае необходимости, запросить из страны-производителя дополнительную информацию и исследования, связанные с регламентом использования пестицидов», — подчеркивается в заявлении.
EastFruit обратился в Национальное агентство продовольствия Грузии с просьбой конкретизировать, какая документация может потребоваться от грузинского экспортера для дополнительного подтверждения качества плодоовощной продукции в случае ее проверки на российской границе в соответствии с новыми регуляциями. В Агентстве от ответа на данный вопрос воздержались, порекомендовав руководствоваться официальной информацией.