Представители плодоовощной отрасли всегда анализируют состояние сектора не выходя за его пределы. Это так же, как судить о внешнем мире, не выходя из квартиры. Поэтому для получения объективного анализа важно выйти за пределы отрасли и посмотреть на нее глазами тех людей, которые имеют существенное влияние на ее развитие — государства, чиновников, банкиров, импортеров. Такая информация позволит игрокам рынка, возможно, скорректировать стратегию развития собственного бизнеса и найти путь, который позволит увеличить их доходы. Такое мнение высказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак во время XVI Международной конференции «Овощи и фрукты Украины-2019. Экспортный прорыв», стартовавшей сегодня в Киеве.
Украинским плодоовощевикам нужно посмотреть на отрасль глазами людей, которые влияют на ее развитие
По словам Андрея Ярмака, сначала нужно посмотреть на такого важного участника плодоовощной отрасли как чиновник. Ведь представители различных министерств и ведомств есть теми людьми, которые непосредственно принимают решения, влияющие на эффективность бизнеса.
«Кем же являются представители плодоовощной отрасли для этих людей по сравнению с другими участниками агрорынка? Здесь стоит сравнить ягодный бизнес Украины с зерновой и масличной отраслями. Например, зерновая отрасль представлена в Украине 15 млн га с ростом за последние 5 лет на 11% и экспортным прибылью $ 7,5 млрд. Масличная отрасль — это 7 млн га, рост на 18% и экспортная выручка в размере $ 7,7 млрд.
По сравнению с этими двумя отраслями плодоовощной сектор занимает площади менее 2 млн га. Если принять во внимание все продукты, которые производятся в Украине плодоовощной отраслью, то общий экспорт составит порядка $ 400 млн. При этом 80% отрасли находится в тени, а падение в течение 5 лет составило 27%.
Соответственно, когда наши чиновники обращают внимание на отрасль, то нужно понимать, что плодоовощной сектор для них является проблемой. Ведь с их точки зрения этот бизнес ничего не дает, но постоянно что-то просит. Отсюда становится понятным, почему чиновники не ставят плодоовощную отрасль приоритетом», — объясняет экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
К тому же, по мнению Андрея Ярмака, утверждение последних лет о том, что курс украинской национальной валюты в течение последних 10 лет поддерживают металлургия, IT и агроотрасль является довольно противоречивым. «На самом деле его поддерживают украинские работники за рубежом. Именно эти люди дают наибольший приток валюты в Украину», — сообщает он.
В контексте рассмотрения вопроса «Чем является плодоовощная отрасль для государства и как и с кем можно общаться о ней?», специалист рассказал, что в последнее время в Украине появилось очень много агроасоциаций.
«И это очень хорошо. Но стоит посмотреть на концентрацию рынка в разрезе доли на нем трех крупнейших игроков. Так, в сегменте куриного мяса более 60% рынка Украины принадлежит трем компаниям, аналогичная ситуация и в масляной отрасли. Чуть меньше половины рынка яиц принадлежит также трем компаниям. Три компании также владеют 45% рынка украинского сахара.
Если же посмотреть на картофель, овощи и фрукты, то мы увидим, что части 3-х крупнейших игроков рынка составляют менее 1%. Почему нам трудно сегодня сделать какой-то лоббистский ресурс для плодоовощной отрасли? Потому что, во-первых, для этого нужно собрать много людей. Во-вторых, даже если эти люди начнут собирать для этого деньги, то это будут мизерные средства, учитывая вышеуказанную долю на рынке каждого из них. Исходя из этого, мясная или масляная отрасли будут всегда эффективнее продвигать свои интересы. К сожалению или к счастью, это капитализм и мы видим в каких условиях находится наша отрасль», — сообщает Андрей Ярмак.
Относительно вопроса «Кто есть представители плодоовощной отрасли для банкиров?», Андрей Ярмак отмечает, что для того, чтобы ответить на него стоит взять для примера цены на капусту за несколько сезонов. Так, в один и тот же день, но в разные годы цена на него может отличаться в 20 раз или даже больше. «Представители банков не могут работать с такими расчетами клиентов. Точнее, они сразу покажут «красную карточку» такому клиенту и не будут сотрудничать с ним в дальнейшем», — высказывает мнение экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
РФ остается вторым крупнейшим импортером плодоовощной продукции из Украины
Обращаясь к участникам конференции он также призвал их обратить внимание на то, кто есть представители плодоовощной отрасли Украины в глазах импортеров.
«Когда наши плодоовощевики едут, допустим, в Великобританию, Швецию, Малайзию или Сингапура и рассказывают о нашем большом экспортном потенциале, то импортеры видят, что крупнейшим в мире экспортером плодоовощной продукции являются США с долей глобального экспорта 11,7%. И когда они смотрят на Украину, то видят, что мы находимся в конце третьей двадцатки экспортеров мира с долей на глобальном рынке 0,2%. И поэтому они делают вывод, что с нами особо не о чем говорить. Поэтому нам сегодня крайне важно увеличивать свое присутствие на мировых рынках», — говорит Андрей Ярмак.
Он также сообщает, что на сегодня Российская Федерация, несмотря на запрет экспорта из Украины, фактически остается вторым крупнейшим импортером плодоовощной продукции из Украины. При этом доля Украины в импорте плодоовощной продукции в РФ составляет 0,5%. В свою очередь, Украина поставляет в РФ 12,1% своей плодоовощной продукции.
Более важным торговым партнером для Украины, по данным Андрея Ярмака, стала Польша. Доля Украины в импорте плодоовощной продукции в эту страну составляет 2,4%. Украина же поставляет в Польшу 16,9% своей плодоовощной продукции.