2020 год порадовал грузинских садоводов богатым урожаем персиков и их разновидности — нектаринов. В Грузии на исходе сезон сбора урожая нектаринов. Как подчеркнул в беседе с EastFruit начальник Департамента по взаимодействию с регионами Агентства развития села и сельского хозяйства Грузии Лаша Шаламберидзе, нынешний год для персиков и нектаринов выдался особый: «По состоянию на 11 августа этого года осуществлён экспорт более 19 тыс. 400 тонн персиков и нектаринов, тогда как в аналогичный период прошлого года эта цифра составляла 11 тыс.200 тонн. Это значит, что на данный период страна экспортировала на 8 000 тонн больше. Цены в этом году также выше, чем в прошлом году: персики от 0.80 тетри до 1.0 лари, нектарины от 1.0 до 1.50 лари. К тому же у наших садоводов радостное событие. В этом году впервые эти грузинские фрукты будут представлены на европейском рынке в Польше».
Следует отметить, что как и в случае со столовым и техническим виноградом, учёт персиков и нектаринов в различных структурах ведётся вместе.
В основном, нектарин разводят в регионе Кахети (Восточная Грузия), а самые большие площади под этой культурой в Гурджаанском муниципалитете. Владелец образцово-показательного нектаринового сада площадью в 10 га в селе Гурджаани Михаил Гогиашвили, агроном по профессии, рассказал, сколько сил и труда следует вложить в уход за садом (и не только), чтобы фермер получил доход. Михаил садовод педантичный и поэтому сбор нектарина у него начинается в 5 часов утра. В его саду сбор урожая начинается в середине июня и продолжается до середины августа. «Для сравнения представьте, сбор винограда проходит единовременно»,- замечает Гогиашвили. Всё это время на сборе нектаринов занято от 30 до 40 работников, 1 час работы которых стоит 5 лари. В его саду высажены различные сорта нектаринов, но преобладают 2 – ранний, красный сорт, который Михаил именует «итальянский», и поздний, так называемый жёлтый нектарин, сбор которого проходит в августе.
«Нектариновый сад требует особого ухода и темпа, который лучше не сбрасывать. Так как любая проволочка может отразиться на качестве и объёме урожая. Обязательная обработка и опрыскивание сада – не менее 10 раз за сезон, является залогом хорошего экологически чистого урожая, ну это, если не учитывать природных катаклизмов». Михаил большое внимание уделяет экологически чистому производству и поэтому уверен, что «тонкий уход и учет самых незначительных нюансов дают свой результат».
Как считает производитель, грузинский нектарин пользуется спросом за пределами Грузии, во-первых, в силу раннего созревания, так как заходит на рынок значительно раньше, во-вторых, грузинский фрукт по вкусовым качествам превосходит нектарины других стран и поэтому всегда имеет своего покупателя.
Читайте также: Грузинская компания впервые экспортировала персики и нектарины в страны ЕС
В беседе с EastFruit начальник Департамента политики и аналитики Министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Екатерина Звиададзе отметила: «Спрос на грузинские фрукты всегда есть, и нектарин уходил на экспорт даже во время эмбарго. Экспорт персиков и нектарина увеличивается, но поскольку это продукт скоропортящийся, вывозить на большие расстояния производители пока не рискуют. До последнего времени нектарин экспортировался в соседние страны – Азербайджан, Армения, Россия, Украина, но, как видите, список покупателей расширяется, и для доставки грузов используются специальные рефрижераторные системы».
Хотя постепенно в Грузии увеличивается количество холодильных хозяйств, что облегчает задачу садоводов реализовать свои фрукты. Как надеется Михаил Гогиашвили, возможно, увеличится и число перерабатывающих фрукты производств. А пока садовод реализует свою продукцию, в основном, из сада от 0.80 тетри до 1.50 лари, в зависимости от калибра, и поставляет в холодильные хозяйства, откуда поставщики раскупают продукцию.
Для сохранности урожая с целью реализации задействовано 22 холодильных хозяйств, тем более, что срок хранения нектарина дольше, чем у персиков.