По информации аналитиков EastFruit, в регионе начался сезон активного экспорта свежего персика. Однако этот сезон совсем не похож на все предыдущие, и главным возмутителем спокойствия на рынке является Египет.
Как мы и прогнозировали ещё в феврале, Египет резко девальвировал свою валюту, что привело к резкому снижению цен на их продукцию на внешних рынках. Это привело к нарушению баланса в торговле ранними персиками на рынке региона.
Эксперт международного рынка фруктов Евген Кузин отмечает: «На оптовом рынке Каира персик появился в предложениях в начале марта по $0,51-0,61/кг. Сейчас цена уже снизилась до $0,32-0,53/кг в долларовом эквиваленте, что невероятно дёшево для международного рынка. Однако в египетских фунтах цена не существенно отличается от обычной».
«В Турции начался экспорт персика из пленочных теплиц, экспортная цена с поставкой на следующей неделе составляет $2,85 долларов США за кг. Однако египетские экспортеры уже предлагают персик на условиях FOB с поставкой через 2 недели по цене $1,57/кг, поэтому у турецких поставщиков нет выборка, кроме как снижать цену. Девальвация египетского фунта серьёзно подпортила сезон экспортёрам персика из Турции», — говорит эксперт по плодоовощной торговле и логистике Федир Рыбалко.
Читайте также: Персик, виноград и черешня – топ 3 экспорта плодоовощной продукции Узбекистана
Учитывая, что внутренняя цена на персик в Египте не превышает 50 центов США, стоит ожидать, что как только турецкий персик подешевеет, у египетских экспортёров появится возможность снижать их ещё более существенно, потому что сейчас маржа экспортёра достигает $1 на каждом кг.
А вот на рынках стран Центральной Азии пока что господствует Китай со своим персиком. И цены здесь выше. В частности, в Узбекистане розничная цена на персик составляет около $5,5 за кг, а оптовая – около $3. При такой цене поставка персика авиатранспортом из Египта вполне может иметь экономический смысл.
В Таджикистане розничная цена ещё выше – от $6,7 за кг. Здесь также доступен персик и нектарин только из Китая.
Не исключено, что в ближайшее время на этом рынке появится продукция из Турции и Египта, вытесняя китайский персик. Однако окно возможностей на этих рынках не столь существенное, как в Европе, потому что южные регионы Узбекистана и Таджикистана тоже рано начинают убирать персик.
Если бы в этих регионах наладили выращивание раннего персика в плёночных теплицах, то они вполне могли бы не только закрыть потребности внутреннего рынка в апреле-мае, но и экспортировать продукцию в более холодные страны.