Садоводство Молдовы аккумулировало значительную часть субсидий за весь период существования национальной системы субсидирования сельского хозяйства. Необходимо признать, что помощь государства в немалой степени обеспечила процесс обновления фруктовых плантаций, в том числе за счет высокопродуктивных и высоколиквидных сортов. Без субсидий было бы невозможно динамичное увеличение интенсивных и суперинтенсивных плантаций фруктов, ягод и столового винограда, а также послеуборочной и маркетинговой инфраструктуры, пишет AgroExpert. В конечном счете, всё это обеспечивает системный процесс диверсификации и расширения рынков сбыта, улучшение торгового баланса. Но вместе с тем капиталоемкий и высокотехнологичный сектор плодоводства перманентно нуждается в инвестициях и их стимулировании со стороны государства.
Как утверждает исполнительный директор ассоциации Moldova Fruct Юрие Фалэ, в результате серии консультаций с членами организации в конце 2023 года был выработан и передан Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности (MAIA) пакет из более чем 20 предложений по усовершенствованию регламента субсидий сельхозпроизводителям. Эти предложения можно сгруппировать в несколько тематических блоков.
Первый блок – это рекомендации, направленные на либерализацию и улучшение системы подготовки, подачи и авторизации досье–заявок на субсидирование. К этому блоку можно отнести как сугубо технические меры, к примеру, возможность отправлять заявки в электронном виде, онлайн, как это работает в ряде публичных учреждений и проектах (ADMA, Livada Moldovei), так и системообразующие рекомендации. В частности, конкретизация и сокращение списка разрешительных документов, необходимых для формирования досье, в результате чего устраняется возможность субъективной интерпретации легитимности заявки со стороны сотрудников Агентства по интервенциям и платежам в сельском хозяйстве (AIPA). Так, к примеру, ассоциация не считает критически необходимой норму регламента, обязывающую агрария иметь контракт аренды земель сроком не менее 10 лет, с обязательством официально подтверждать этот контракт каждые два года. Или другой пример: регламент обязывает заявителя на субсидирование получить авторизацию органа по охране окружающей среды на специальное использование воды для ирригации, что на данном этапе практически невозможно. По этой причине в 2023 году, согласно оценке Moldova Fruct, около 50 сельхозкомпаний не смогли получить доступ к субсидиям.
Читайте также: Первые Центры консультаций аграриев заработали в Молдове
Второй блок, наиболее обширный, – это рекомендации от Moldova Fruct по улучшению регламента, исходя из агротехнологической целесообразности. Например, ассоциация предлагает изложить в новой редакции положения регламента, относящиеся к субсидированию опорных систем на многолетних плантациях, особенно находящихся в процессе модернизации (изменение сортового состава, элементов технологии и др.). Важный момент: организация предлагает расширить список субсидируемых объектов, к примеру, производство подвоев, газового оборудования для антизаморозковых установок, машин для мульчирования/укладки пленки, комбайнов для уборки овощей, тракторов определенной мощности для работы на плодоводческих предприятиях, нержавеющие столы для проведения манипуляций по удалению из плодов косточек и семян, а также многое другое.
Наконец, в рамках этого блока имеет смысл особо выделить предложение о необходимости частичной компенсации затрат на научное сопровождение плодового агробизнеса – организацию обучающих семинаров и тренингов, а также проведение лабораторных анализов воды для ирригации, почвы, продукции.
Третий блок предложений от Moldova Fruct можно определить как концептуальный, принципиально меняющий «правила игры». Например, учитывая очень высокую капиталоемкость инвестиций в послеуборочную инфраструктуру, члены ассоциации предлагают отнести субсидии в соответствующее оборудование в разряд авансовых. Также организация рекомендует увеличить плафон субсидий на инвестиции групп производителей и кооперативов до 45 млн леев. Это объясняется тем, что группы садоводов, особенно производителей черешни, объединяются ради инвестирования в такие дорогостоящие проекты, как закупка в логистических центрах систем гидрокулинга (150 – 200 тыс. евро), оптических линий сортировки / калибровки плодов (1 – 2 млн евро), линий упаковки и др.