По информации аналитиков EastFruit, на этой неделе произошёл неожиданный для многих обвал оптовых цен на столовый виноград в Таджикистане. По словам Бахтиёра Абдувохидова, международного эксперта по плодоовощному бизнесу, буквально за одну неделю цена на белые сорта столового винограда обвалилась на 43% с $1,9-2,0 долларов США за кг до $1,1!
Несомненно, это совсем не такое развитие событие, на которое рассчитывали местные предприниматели, на фоне настоящей виноградной катастрофы в Таджикистане и Узбекистане зимой 2023 года, приведшей к потере значительной части виноградников.
Что же стало причиной стольо резкого обвала цен на столовый виноград в Таджикистане всего за одну неделю?
«После новогодних праздников спрос на столовый виноград резко снизился. Тем более что есть более дешёвые альтернативы среди фруктов, такие, например, как пакистанский мандарин, который был почти вдвое дешевле винограда. Также у посредников были проблемы с хранением, и они уже не могли больше держать виноград во фруктохранилищах, так как его качество начало стремительно снижаться. Но основной причиной стал импорт дешёвого винограда из Ирана, который обвалил цены до уровня ниже, чем во время уборки!» — поясняет Бахтиёр Абдувохидов.
«Интересно отметить, что цена упала на столовые сорта винограда типа «Хусайни» и «Дамский пальчик», а цены на сорт «Тойфи», который еще можно хранить, всё ещё держится. Его продают по $1,3 долларов США за кг. Это необычно, потому что «Тойфи» всегда стоил дешевле, чем «Хусайни» и «Дамский пальчик», — говорит эксперт.
Он также отмечает, что сезон для перекупщиков винограда не задался с самого начала. В частности, перед новогодними праздниками, когда многие надеялись на рост цен на виноград, на рынок поступило много китайского винограда белых сортов, что привело к падению цен до уровня ниже, чем во время уборки. Поэтому посредники старались держать виноград подольше, но теперь цены и вовсе обвалились.
«Хотя мы много лет поясняем участникам плодоовощного бизнеса в странах Восточной Европы и Центральной Азии, что хранение овощей и фруктов – это не отдельный бизнес, а неотъемлемая часть системного бизнеса по выращиванию и реализации плодоовощной продукции, многие продолжают наступать на эти грабли. Купить свежую плодоовощную продукцию во время уборки с целью перепродажи – это сродни игре в казино, особенно в тех странах, где нет острого дефицита хранилищ для обеспечения внутреннего рынка», — поясняет Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Яркий пример из того же региона, подтверждающий это утверждение – это ситуация с луком в этом сезоне. Как и в случае с виноградом, посредники, хранящие лук, в этом сезоне могут понести значительные убытки. А вот фермеры, которые имеют собственные хранилища и продают продукцию системно и ритмично в течение всего сезона, скорее всего получат неплохую прибыль.
Однако вернёмся к столовому винограду. По предварительным оценкам, прямые убытки тех, кто закупил виноград во время уборки и продаёт его сейчас, составляют $1300 долларов на каждой тонне! И это без учёта потерь веса во время хранения, выбраковки части продукции, стоимости упаковки и стоимости денежных ресурсов, привлечённых для закупки винограда. Те же виноградари Таджикистана, которые продали продукцию по рекордной цене сразу после уборки, смогут в этом сезоне отлично заработать и реинвестировать эту прибыль в восстановление виноградников.