Пока Молдова, Украина, Узбекистан и Таджикистан в 2020 году не испытывают дефицита работников для уборки урожая фруктов и овощей, так как по информации EastFruit, много сезонных работников из этих стран не смогли уехать на заработки в ЕС и РФ, во многих развитых странах ситуация прямо противоположная.
Представители садоводческой отрасли Австралии серьёзно обеспокоены влиянием пандемии коронавируса (Covid-19) на цены на фрукты и овощи на национальном уровне и на перспективы отрасли, поскольку действующие ограничения запрещают поездки между регионами. При этом сезонные работники отрасли обычно перемещаются между штатами. Запрет на поездки может привести к невозможности осуществления уборки фруктов. Об этом пишет Fruitnet.
Парламентская сессия, которую провёл Австралийский альянс свежих продуктов (AFPA), показала, что в экономике существует риск для 127 900 рабочих мест. Моделирование, выполненное по заказу AFPA компанией Deloitte Access Economics, показывает, что без иностранных сезонных работников, которые въезжают в Австралию по визе Work Holiday Maker, отрасль может потерять до половины своего общего объема производства, оцениваемого в 6,3 млрд.австралийских долларов, что, в свою очередь, может привести к 60-процентному повышению внутренних цен на фрукты и овощи для австралийских потребителей. При этом исследование Deloitte затрагивает не только плодоовощную отрасль, но и лесозаготовки, общественное питание, розничная торговля, транспорт и логистика, где возможны подобные проблемы.
Согласно отчету «Agrifutures Australia» за 2019 год, озаглавленному «Сельское хозяйство — сектор на 100 миллиардов долларов к 2030 году», спрос на свежие овощи, фрукты и орехи — это ключевые области роста, которые могут привести к тому, что оборот отрасли достигнет 14,5 млрд. австралийских долларов к концу десятилетия (2029-30). Тем не менее, такое развитие возможно лишь при условии перехода от трудоемкого к высокоавтоматизированному и технологически продвинутому производство в качестве важнейшего компонента повышения производительности и прибыльности.
Fruitnet признает, что отчет был опубликован до Covid-19, и, как таковая, ситуация в отрасли изменилась, однако пандемия позволила выделить проблемы, связанные с использованием трудоемкой рабочей силы. В частности AFPA призвала к специальному единовременному платежу в размере 1200 долларов, финансируемому федеральным правительством, чтобы побудить австралийцев из мегаполисов переезжать в сельские районы и работать на фермах для сбора урожая.
Ранее на этой неделе федеральный министр сельского хозяйства Австралии Дэвид Литтлпроуд вызвал переполох, предположив, что австралийцы не хотят собирать фрукты, подразумевая, что увеличение правительством выплат по программе Newstart и JobKeeper еще больше затруднило поиск желающих работников.
«Даже когда наша выплата пособия по социальному обеспечению за пособие по безработице составляла 550 долларов в две недели, мы не могли заставить людей встать с дивана пойти и собирать фрукты», — сказал Литлпруд ABC. «Австралийцы не хотели этого делать, и если они не собираются делать когда мы удвоили ставку Newstart и фактически у нас есть JobKeeper, это очень серьёзный стимул, чтобы кого-то сдвинуть с дивана и чтобы проехать пару тысяч километров на уборку фруктов в течение шести недель, а затем вернуться».
В предложении предусматривается, что доплата в размере 1200 австралийских долларов будет выплачиваться только после завершения трехмесячной работы. Предполагается также выплата в размере 1200 австралийских долларов для предприятий, которые нанимают работников в соответствии с этим соглашением, и эта сумма также выплачивается через три месяца.
Читайте также: Европейские картофелеводы отвергают обвинения Австралии в демпинге
Приблизительно 80 процентов рабочей силы для уборки фруктов и овощей в Австралии – это приезжие по программе Work Holiday Maker. AFPA сообщает, что в этом году будет выдано на 4 000 или 40% меньше подобных виз. В своем сообщении AFPA сообщило, что данные, полученные от компаний-членов, производителей и компаний по найму рабочей силы, указывают, что с марта 2020 года по июнь 2020 года компании получили 23 000 запросов на работу, причем 8 процентов из них были сделаны австралийскими гражданами и теми, у кого есть вид на жительство. Отраслевой орган заявил, что федеральному правительству необходимо расширить Программу сезонных рабочих и Тихоокеанскую систему труда с 12 000 до 15 000 в год, чтобы помочь с потребностями в уборке урожая. В отчете ABC указывается, что федеральное правительство, похоже, рассматривает это, поскольку оно намерено допустить до 200 сборщиков фруктов в NT из Вануату, в которой не зарегистрировано случаев Covid-19, на пробный период.
Закрытие границы в результате Covid-19 побудило тысячи туристов покинуть Австралию, а те, кто остался, сталкиваются с проблемой перемещения между штатами, поскольку вторая волна продолжает захватывать восточное побережье Австралии.
Примерно через два месяца до начала сбора урожая манго в Северной Территории все смотрят на то, как развивается ситуация в Квинсленде, Новом Южном Уэльсе и Виктории. Филиппа Джонсон, офис-менеджер Berry Creek Packing, компании по упаковке манго, которая работает с рядом производителей в Северной Территории, сказала, что они внимательно отслеживают ситуацию. В разгар сезона компания Berry Creek Packing будет принимать на работу от 70 до 80 человек для упаковки фруктов и намного больше в садах, для уборки фруктов.
Джонсон указала, что большая часть рабочей силы компании будет состоять из людей, которые в настоящее время собирают цитрусовые и авокадо в Квинсленде. «На данный момент у нас нет проблем. Однако ситуация нестабильная, а значит она может быстро измениться. Если граница между Квинслендом и Северной Территорией закроется, это может негативно повлиять на нас», — сказала Джонсон. «В этой ситуации люди будут платить 2500 долларов за обязательную изоляцию в отеле, и это будет непомерно много», — добавила она.
Ее совет людям, которые в настоящее время занимаются сбором урожая в Квинсленде, «не ждите». «Если вы работаете в Квинсленде, упаковывая авокадо и цитрусовые, и работа заканчивается, не ждите, чтобы приехать в Северную Территорию — приезжайте как можно скорее, тогда, если граница закроется, вы, в таком случае, не застрянете в Квинсленде», — сказала Джонсон.
Это была бурная пара недель для австралийской цитрусовой промышленности, которая в настоящее время приближается к пику уборки урожаю. Производители на границе Нового Южного Уэльса и Виктории сильно пострадали. Граница между двумя штатами была закрыта 21 июля, чтобы предотвратить дальнейшее распространение Covid-19 с предоставленными исключениями и разрешениями на основные услуги. В то время как садоводство считалось основной работой, неграждане не могли подать заявку на исключение из правил. Как подчеркивалось выше, большая часть рабочей силы на уборке урожая – это сезонные работники из-за рубежа и, следовательно, они не смогли приехать на уборку.
Citrus Australia незамедлительно призвал правительство штата Новый Южный Уэльс отменить запрет, так как производители цитрусовых теряют до 1,5 млн. долларов в день. Правительство же НЮУ объявило в одночасье (30 июля), что отменит запрет на перемещение сезонных работников, предоставив «вид на жительство в приграничной зоне». Разрешение будет доступно сезонным работникам, которые могут доказать, что они живут в определенном районе штата Новый Южный Уэльс и Виктория, включая Милдьюру. Рабочие также должны заявить, что они не ездили в Викторию за пределами пограничной зоны в течение последних 14 дней.
Решение приветствовал исполнительный директор Citrus Australia Натан Хэнкок. «Первоначальное решение об невозможности предоставления исключения из правил для сезонных работников имело мало смысла, и, хотя логическое заключение было окончательно достигнуто, производители и рабочие оставались в подвешенном состоянии на целых 10 дней во время уборки урожая», — сказал он. «Заключение было достигнуто благодаря усилиям многих сторон и могло быть достигнуто раньше, если бы не задержки, вызванные NSW Health». Хэнкок призвал правительство проконсультироваться с соответствующими сообществами и отраслями, прежде чем делать такие радикальные изменения в будущем.