Европейские производители и переработчики картофеля отвергают обвинения Австралии касательно возможного демпинга дотационного замороженного картофеля фри на австралийский рынок, сообщает EastFruit со ссылкой на The Australian Financial Review.
«Если быть предельно откровенным, мы были очень удивлены, когда подобная информация появилась в австралийских социальных сетях», — заявил Ромен Кулс, генеральный секретарь объединения производителей картофеля Бельгии Belgapom.
Организация AUSVEG, представляющая производителей картофеля и овощей Австралии, выразила обеспокоенность суммой в $738 млн, обещанной в качестве поддержки фермеров Нидерландов, заявляя, что это может привести к активному экспорту замороженного картофеля в Австралию по сниженным ценам.
На прошлой неделе под зданиями заводов компании McCain Foods в штатах Виктория и Тасмания прошли митинги австралийских профсоюзов и фермеров, которые требовали от федерального правительства защитных антидемпинговых мер.
Ромен Кулс, в свою очередь, заявил, что протест австралийских производителей «выглядит как протекционизм». «История показывает, что протекционизм никогда не приводил к успеху. Уверен, что мои коллеги из Австралии и Новой Зеландии согласятся с этим», — добавил он.
По данным фермеров из Бельгии и Нидерландов, общий объем непроданной продукции в их запасах превысил 2,6 млн тонн. Они несут значительные убытки и получили некоторую поддержку от своих правительств. Но европейские представители отрасли заявляют, что ситуация не выглядит такой уж однозначной.
Читайте также: Жителей Бельгии призывают увеличить потребление картофеля фри
Проблемы возникли после введения карантинного режима в Европе, когда спрос на картофель значительно упал, особенно со стороны ресторанов и кафе. Переработчики перестали закупать картофель, и цена на свободном рынке упала практически до нуля.
«Кейтеринговые компании, отели, рестораны и бистро закрылись с начала пандемии и были или будут последними в списке организаций, возвращающихся к работе, и то – лишь при условии соблюдения жестких правил социальной дистанции», — заявил Р. Кулс. В результате, цены на картофель на свободном рынке в Европе упали до минимума, но продаж нет даже по таким ценам.
Как результат, те фермеры, которые работают на спотовом рынке, столкнулись с серьезными проблемами со сбытом. Переработчики же, у которых были долгосрочные контракты с производителями, со своей стороны также попали под удар. Они вынуждены были притормозить свое производство из-за дефицита мощностей по хранению и не могут продать сырьевой картофель на свободном рынке дороже, чем по ценам, по которым они его ранее приобрели.
Правительство Нидерландов предлагает сейчас 40% от спотовой цены (около $68 за тонну) за непроданные запасы, и этот картофель затем используется в качестве корма скоту или же на заводах по производству спирта или биогаза. Сумма, выделяемая на эти цели, составляет около $57 млн из общих $738 млн от правительства Нидерландов, направленных на общую помощь всем сегментам сельского хозяйства страны.
Леон Бур, президент Ассоциации переработчиков картофеля Нидерландов, заявил, что голландский картофель не может оказаться в Австралии, потому что фермеры могут получить дотацию только в случае если смогут доказать, что картофель будет использован на указанные альтернативные цели. «Картофельную индустрию не поддерживают, и она не будет демпинговать на иностранных рынках», — заявил он.
Местное правительство Фландрии, тем временем, выделило $11,4 млн на помощь фермерам в преодолении последствий «коронакризиса». Также во Фландрии предусмотрен общий пакет поддержки сельскохозяйственной отрасли размером в $26,2 млн, который затем будет разделен между ее различными секторами.
Ромен Кулс заявил, что непроданные запасы картофеля в Бельгии (около 750 тыс. тонн) были также внесены в программу по поиску альтернативных каналов продаж. Как и схема в Нидерландах, она включает использование для корма скоту, производства биогаза и альтернативных продаж, таких как продовольственные банки.
В результате, благодаря этой программе, около половины запасов картофеля в Бельгии было продано уже к началу июня. Отрасль также запустила промо-кампанию SOS Patat, убеждая бельгийцев увеличить потребление замороженного картофеля.
Как заявляет Р. Кулс, он не видит особых проблем в австралийской индустрии, так как в 2019 года импорт замороженного картофеля в Австралию снизился на 13%, а экспорт вырос на 24%. К тому же, по его словам, антидемпинговые действия будет очень сложно обосновать.
Вот почему Саймон Бирмингем, министр торговли, туризма и инвестиций Австралии, публично заявил, что хочет увидеть убедительные доказательства со стороны AUSVEG, чтобы поддержать ее заявления о демпинге. Но AUSVEG обеспокоена тем, что демпинг со стороны Европы может произойти до того, как местные производители смогут это доказать, а федеральное правительство не успеет принять меры, чтобы их защитить.
Помогает австралийским производителям сейчас, как ни странно, погода в ЕС. Р. Кулс заявил, что засуха в Европе негативно повлияла на урожай раннего картофеля, сократив предложение и уменьшив проблему с запасами, что уже привело к некоторому восстановлению спотовой цены на рынке.
Напомним, как уже ранее сообщал EastFruit, представители сектора картофеля-фри в Бельгии, Нидерландах и других странах ЕС заявляют о значительном ущербе из-за введенных карантинных мер в связи с распространением COVID-19. В результате, поставщикам сырьевого картофеля пришлось срочно искать альтернативные каналы сбыта, и весной Нидерландам даже удавалось экспортировать его в Украину как продукцию для свежего рынка.