ГлавнаяПлодоовощной бизнесАвторские блогиЯгодный бизнес — тупик или новые возможности?
Авторские блогиАктуальноЭксклюзив

Ягодный бизнес — тупик или новые возможности?

Ягоды – это будущее или уже прошлое плодоовощного рынка? Стоит ли сейчас инвестировать в выращивание ягод, или лучше построить предприятие по заморозке ягод, а может лучше задуматься над сушкой или сублимационной сушкой ягод? А может быть вообще думать о ягодном бизнесе уже слишком поздно и нужно искать другую нишу?

Это те вопросы, которые мне задают ежедневно участники плодоовощного бизнеса, поэтому я решил ответить на них в данном блоге.

Прежде всего следует сказать, что правильный ответ на эти вопросы зависит от множества факторов, таких как страна, в которой вы собираетесь развивать ягодный бизнес, регион производства и, самое главное, подходы, которые собираетесь применить для этого. Я отдельно остановлюсь на нескольких примерах для стран, где работает проект EastFruit, а также расскажу о предыдущем опыте таких стран, как Сербия, Польша и Украина.

Начнём с мирового рынка ягод и его тенденций. В настоящее время ягоды – это самый динамично растущий сегмент мирового рынка фруктов. Вот несколько ключевых тенденций мирового рынка ягод:

  1. Рынок ягод может расти в Европе бесконечно. Эту фразу в начале текущего года приходилось слышать от ведущих независимых от ягодного сектора аналитиков. Они считают, что потребление ягод будет расти чрезвычайно быстро в Западной Европе, и повторит успех США, где продажи мягких ягод в розницу достигают $5,6 млрд.! Однако, похоже, аналитики были слишком оптимистичны. Уже в этом году производство ягод превысило спрос и цены на них обвалились до рекордного низкого уровня, хотя, конечно же, потребление, в результате низких цен, выросло до очередного рекорда. Поэтому вывод первый – если все вокруг говорят, что рынок «безразмерный, может расти бесконечно и т.п.» – опасайтесь скорого перепроизводства и падения цен.

  2. Рынок ягод в Западной Европе растет на 8% в год. Для сравнения весь рынок фруктов растет едва на 1%, что сопоставимо с инфляцией в этом регионе. То есть, фактически, рынок фруктов сейчас стагнирует. В 2018 году рынок в стоимостном измерении, скорее всего, вырастет на небольшую величину, однако в натуральном (т.е. в объемах), рост его, по оценкам EastFruit, будет рекордным.

  3. Рекордное низкие цены 2018 года, скорее всего, приведут к снижению объемов производства многих основных ягод уже в 2019 году, что, на фоне роста потребления, позволит надеяться на восстановление цен. Скорее всего, производство голубики продолжит расти, а вот производство малины и земляники садовой может снизиться. Производство ежевики, скорее всего, вырастет незначительно, ведь интерес к ней продолжает расти, но цены малины давят и на цены ежевики.

  4. Из ягод «второго эшелона»: смородина чёрная – однозначный антилидер – практически повсеместно цены на неё сильно упали, и, я думаю, что многие будут избавляться от плантаций этой ягоды, не только в Украине. Смородина красная пока держится, но ценами на неё фермеры тоже не очень довольны. Жимолость – по ней полная катастрофа. Производство быстро растёт и в Польше, и в Украине, а вот что с ней делать – никто не знает. Её, как оказалось, даже продавать легально в ЕС сложно, так как она не относится к пищевым продуктам. И даже если этот вопрос будет решён, нужно будет вложить немало средств в продвижение её потребления. Крыжовник – культура, которая, вроде бы, возрождается, но остаётся по-прежнему незаметной на фоне других основных ягод.

  5. Потребление малины, голубики и ежевики в ЕС растет в 3-4 раза быстрее, чем потребление земляники садовой. Наибольшие перспективы по голубике, ведь она доступна круглый год, и качество ягоды очень высокое!

  6. Голубика – это ягода с наибольшим потенциалом. Однако и её производство растёт быстрее, чем производство других ягод. А значит и цены на неё, скорее всего, тоже будут достаточно заметно снижаться в ближайшие 4-5 лет. По мнению многих экспертов, ещё 3-4 года маржа на голубике будет позволять оставаться на рынке даже не самым эффективным производителям. Однако затем цены упадут до уровня, когда нужно будет показывать серьезные результаты по эффективности, чтобы продолжать зарабатывать деньги. То есть по прогнозам, такое время наступит в 2021-2023 годах.

  7. Западная Европа становится обществом, живущим на снеках. Люди не отрываются от экранов гаджетов, и любят при этом есть что-то вкусное и удобное для потребления. Ягоды (не все!) для этого подходят идеально! Но лучше всех для этого подходит голубика. Это очень важный фактор в пользу ягод, особенно в пользу голубики. Именно этот фактор следует использовать производителям ягод для их продвижения.

  8. Земляника садовая часто возглавляет список самых грязных продуктов по причине использования большого количества СЗР. Это одна из причин потери ею рынка в пользу других ягод. Кроме того, она менее удобна как снек, увы. И хотя объемы её производства значительно опережают другие ягоды, я думаю, что увижу то время, когда объемы производства голубики превысят объемы мирового производства земляники садовой.

  9. Другая проблема — это широкое использование пластика в упаковке ягод, что является большой глобальной экологической проблемой. И если потребители в странах бывшего СССР не сильно обращают на это внимание, то в ЕС – это большой негативный фактор. Пока никто не предложил эффективного по цене решения этой экологической проблемы.

  10. Мир переходит в защищённый грунт (или, другими словами, в теплицы). Наверное, защищённый грунт – это всё-таки будущее сельского хозяйства в принципе, ведь там можно обеспечить гарантированное качество продукции в течение более широкого диапазона времени. В ягодах эта тенденция набирает обороты очень и очень быстро! Высокие издержки окупаются:

    1. более высокой ценой за качественную продукцию;
    2. меньшими потерями от птиц, болезней и вредителей;
    3. меньшими затратами на СЗР;
    4. более высокими ценами благодаря получению урожаев вне традиционного сезона выращивания;
    5. лучшим доступом к финансированию благодаря снижению уровня рисков;
    6. более высокой урожайностью, особенно при использовании LED-подсветки;
    7. лучшей транспортабельностью ягоды, а значит расширением рынка сбыта и повышением цены реализации;
    8. потенциальной возможностью механизировать уборку ягоды.
  11. «Тверже, больше, слаще, сочнее» — именно такие требования к ягодам, прежде всего к голубике в ЕС. Именно по этому пути идёт селекция ягод. Правильный подбор сортов малины и технологий её выращивания позволит доставить ягоду в свежем виде автотранспортом на расстояние более 3 тыс. км в прекрасном состоянии.

  12. Глобальный дефицит рабочей силы для сбора ягод является самой большой проблемой сектора. Даже в самой Мексике уже начинает не хватать рабочих рук. Я был на презентации компании по производству роботов, которая гарантирует, что затраты на их роботизированную систему сбора не выше, чем на людей в условиях США. Такой робот на землянике садовой собирает ягоду со скоростью 1 штука в три секунды. Цены, как всегда, не озвучивались публично. Но одно понятно — такого робота можно использовать только на идеальных плантациях! Кстати, они же работают и над роботами по малине и голубике, но говорят, что роботы не смогут работать там, где нужно залезать в куст, чтобы найти ягоду — плантация должна быть идеальной и структурированной. Конечно, для наших стран это пока звучит как фантастика, однако, технологии развиваются очень быстро. И прогресс может превысить наши ожидания.

  13. В ЕС, США, Сингапуре и других развитых странах на свежем рынке нет места для ягоды второго класса. Перфекционизм во всем — это просто стандартное требование современности. И это касается не только ягоды! Поэтому только малина А-класса или ничего.

  14. Развитие логистики делает возможным экспорт в любую точку Земли. Мировая торговля ягодами достигнет 2.1 млн. тонн уже в 2020 году, согласно прогнозам Rabobank. И я думаю, что они слишком пессимистичны. Ведь, например, только один Уругвай, уже экспортирующий большие объемы голубики, планирует за один год нарастить её экспорт на 65%! Экспорт свежей ягоды – именно это направление должно стать основным для Украины и Молдовы, находящихся на границе с ЕС. Кроме того, Украина могла бы поставлять свежую ягоду авиатранспортом в США, Канаду и Азию.

  15. Земляника садовая — это и дальше основная ягода в мире, хоть она и теряет долю рынка. Производство ее удвоилось по сравнению с 2000 годом. При этом производство и торговля малиной росли значительно быстрее. Экспорт малины (глобальный), например, вырос в 6,4 раза к 2000 году!

  16. Производство голубики в мире возросло в 2,5 раза к 2000 году, но экспорт — в 5,6 раза. Все-таки не так быстро, как по малине! Но голубики в объеме экспортируется уже значительно больше, чем малины.

  17. Основной рост потребления и импорта ягоды происходит и будет происходить в ближайшие годы в Юго-Восточной Азии, Китае и Индии. С украинским плодоовощным бизнесом мы правильно определили это, и правильно сфокусировались уже несколько лет назад, и наша ягода уже начинает поступать на эти рынки.

  18. Заморозка ягод имеет неплохие перспективы благодаря развитию сегмента смузи. Однако для того, чтобы продвигать потребление замороженной ягоды, необходимо активно инвестировать в образовательные программы для потребителей (например, ресторанов, кафе и т.п.) в странах Юго-Восточной Азии. Ведь там, зачастую, используют очень дорогу свежую ягоду, которую перед использованием замораживают в обычной бытовой морозилке.

Из стран, где работает EastFruit (Узбекистан, Таджикистан, Молдова и Грузия) именно Молдова и Грузия имеют наиболее развитое производство ягод. Молдова экспортирует больше, однако в этом объёме скрывается некоторый объём реэкспорта из подсанкционных стран. При этом обе страны очень сильно отстают от регионального лидера Украины, как в объемах, так и в уровне технологий выращивания, доработки, упаковки и маркетинга ягоды. Также обе страны не имеют развитой индустрии заморозки ягод, которая служит важнейшим трамплином для налаживания масштабного производства и экспорта.

Таджикистан и Узбекистан имеют прекрасные возможности на юге для выращивания ягоды круглый год. При условии налаживания инфраструктуры для экспорта авиатранспортном, обе страны могли бы круглый год успешно поставлять свежую ягоду, как в Россию, так и в страны Юго-Восточной Азии. Однако обе страны находятся достаточно далеко от этой цели. В этих странах пока что совершенно не насыщен даже внутренний рынок. Поэтому негативные ценовые тенденции по ягодам в мире пока что ничем не угрожают странам Центральной Азии, в которых ценообразование не зависит от внешних факторов.

Узбекистан активно развивает заморозку, ориентируясь больше на овощи и фрукты, а это может послужить хорошей базой для развития экспортного ягодного бизнеса. Поэтому шансы у страны неплохие, но существует огромный дефицит знаний и технологий выращивания, что усугубляется очень сложной логистикой.

Ягодный бизнес Украины в 2018 году прошёл фазу шоковой терапии. Резкое падение цен до немыслимых уровней, особенно по малине и смородине чёрной, заставит многих отказаться от их выращивания, что поможет очистить рынок от случайных игроков и нормализировать ситуацию в 2019 году. Однако стоит повторить тезис, который мы (ФАО и ЕБРР) многократно озвучивали в 2017 году – производителям не стоит игнорировать возможности экспорта свежей ягоды. Да, это сложнее, чем поставки на заморозку и это совершенно другой бизнес, но там есть хорошая маржа и она там будет всегда, потому что в Украине недорогая рабочая сила и Украина находится на границе с Евросоюзом. Кроме того, авиатранспорт – это не так уж дорого на фоне цены на ягоду, и украинская ягода может быть конкурентной даже на рынке США.

Польша – это второй крупнейший экспортёр ягоды в мире после Испании. Сейчас Польша экспортирует приблизительно такой же объем ягоды, как и Мексика – около 350 тыс. тонн в год. Однако Польша переживает сейчас очень серьёзные проблемы. В 2018 году производство малины, смородины и жимолости перестало быть прибыльным вследствие роста стоимости рабочей силы при одновременном снижении цены. Часть ягоды вообще осталась неубранной вследствие физического дефицита рабочей силы. Польша обвиняет в своих проблемах Украину, однако это некорректно, так как Украина производит и экспортирует практически в десять раз меньше ягоды, чем Польша. Вероятнее всего, в 2019 году производство ягод в Польше резко сократится.

Сербия – это мировой лидер по малине и шестой крупнейший мировой экспортёр по всем ягодам. При этом производство малины в Сербии, в основном, сосредоточено в хозяйствах населения и небольших фермерских хозяйствах, которые не сильно зависят от найма рабочей силы. Не смотря на ценовой шок 2018 года, пока что не стоит ожидать очень резкого снижения производства малины в Сербии, ведь у людей нет другой альтернативы малине. А эта ягода приносит постоянный дополнительный доход, пусть и гораздо меньший, чем несколько лет назад.

Если резюмировать всё сказанное выше, можно предположить, что цены на ягоды уже никогда не вернутся к тем уровням, которые были реальностью 2-3 и более лет назад. Этот бизнес перестаёт быть нишевым и начинает требовать профессионального подхода.

А это значит, что порог вхождения в бизнес будет в ближайшие годы постоянно расти, так как увеличится зависимость фермеров от более дорогих технологических решений. Это снизит приток желающих войти в ягодный бизнес и позволит нормализовать мировую ситуацию с ценами. Более же низкие цены будут стимулировать спрос, который продолжит расти. В частности, для подешевевших ягод откроются новые возможности в переработке, что также будет позитивно сказываться на ягодном бизнесе в долгосрочной перспективе.


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Топ-10 самых привлекательных инвестиционных ниш плодоовощного бизнеса в 2025 году

Андрий Ярмак

Глобальная плодоовощная аналитика – украинские эксперты среди лидеров

EastFruit

В Европе с нового года стартует кампания по продвижению продаж свежих ягод

EastFruit

2 комментария

Сергій 5 Окт 18 at 03:40

По перше, ягідний бізнес, відноситься не дотплодоовочевого, а плодово-ягідного ринку 🙂
По друге, не вказані головні фактори, які впливають на продаж ягідної продукції у світі.

Ответить
Андрей Ярмак 7 Окт 18 at 14:30

По-перше, не існує жодної офіційної класифікації. Плоди — це і фрукти і ягоди. Значна частина овочів — це теж плоди. Тому плодоовочевий — це широка категорія, яка характеризує всю галузь. Інакше потрібно було писати: плодово-горіхово-овочево-ягідний сектор. Маячня. Плодово-ягідні бувають тільки вина, та й то лише в СРСР 🙂

Щодо факторів, що впливають на продаж ягідної продукції у світі, то Ви, певно, читали щось інше, а не цей матеріал. Бо там про ці фактори написано ледве не в кожному реченні 🙂

Ответить

Добавить комментарий