Вчера, 10 апреля, ряд белорусских СМИ распространили информацию о том, что уже с 12 апреля Россельхознадзор вводит запрет на ввоз яблок и груш с республики Беларусь. При этом, официальных заявлений данная сужба так и не сделала. Однако, эксперты EastFruit решили проанализировать, какие последствия возможны для производителей этих фруктов в Украине и Польше, если Россия все-таки введет такие ограничения.
Для участников рынка не секрет, что Беларусь уже много лет занимается реэкспортом яблока, груши и многих других продуктов в Россию. Как отмечают аналитики EastFruit, это происходило даже до ввода Россией «антисанкций», поскольку импортные пошлины в Беларуси всегда были ниже, чем в России, а белорусская продукция поставляется в Россию без уплаты пошлин. Однако этот процесс резко ускорился после ввода Россией «антисанкций» против Евросоюза, США и Украины.
Импорт яблок вследствие этого взлетел в три с лишним раза по отношению к обычному уровню. Однако уже три года подряд, вследствие усиления контроля со стороны Россельхознадзора, импорт яблок в Беларусь снижался, равно как объёмы реэкспорта. В 2018 году импорт упал до предсанкционного уровня. Однако здесь следует отметить, что и производство собственного яблока в Беларуси за эти годы действительно выросло, поэтому снижение импорта частично отражает и снижение внутреннего спроса Беларуси на импортное яблоко.
Тем не менее, в 2018 году Беларусь импортировала 194 тыс. тонн свежего яблока, преимущественно из Польши. Также довольно значительные объёмы были ввезены, согласно статистике, из Турции и Украины. Однако, трейдеры на условиях анонимности сообщают, что «турецкое яблоко», скорее всего, было не чем иным, как яблоком из подсанкционных стран с турецкими документами. К этой же категории импорта относят якобы поставки яблока из Ливана, Бангладеш, Танзании и Йемена. Эти страны сами являются импортёрами указанных фруктов, да и не растут яблоки в Танзании и Бангладеш.
Читайте также: В Украине падают темпы экспорта яблок
Если учесть, что Беларусь отрапортовала о рекордном урожае собственного яблока на уровне 528 тыс. тонн, добавить к этому импорт в 194 тыс. тонн и отнять экспорт в 81 тыс. тонн (почти весь в Россию), то получается, что на внутреннем рынке Беларуси осталось аж 647 тыс. тонн яблока. Внутреннее потребление вряд ли превышает 200 тыс. тонн – это бы означало, что оно приблизительно в два раза выше, чем в Украине. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что, как минимум значительная часть экспорта яблока из Беларуси – это реэкспорт. Конечно, зачем же ещё было бы «импортировать» яблоко из Турции, Ливана, Бангладеш, Танзании и т.п.
Что случится, если Беларусь и правда не сможет поставлять яблоко в Россию? Во-первых, сейчас уже апрель, и сезон почти закончился. На рынок России это практически не повлияет, т.к. запасы яблока рекордные и в самой России и в Молдове, и в Сербии. Повлияет ли это на Польшу и Украину? На Польшу практически не повлияет, т.к. объём реэкспорта в Россию незначительный на фоне общего экспорта. А вот рынок Украины может получить дополнительную причину для снижения цен на яблоко, ведь в хранилищах остались преимущественно фрукты тех сортов, которые невозможно продать в другие страны. Тем не менее, можно предположить, что определённую «помощь» в реэкспорте может оказать Молдова, ведь качественное яблоко традиционных сортов будет нужно России и в апреле, и в мае и даже в июне.
А вот к началу следующего сезона, скорее всего, рынок найдёт новые способы обойти запреты.