Ахалкалакский картофель, выращиваемый в Ахалкалакском и Ниноцминдском муниципалитетах грузинского региона Самцхе-Джавахети, – первый картофель в Грузии, запатентованный как продукт географического местообозначения, бренд, подлежащий защите как в Грузии, так и на территории ЕС. Традиционно ахалкалакский картофель ассоциируется у местного потребителя с высоким качеством и отменным вкусом. Но из года в год картофелеводы из Самцхе-Джавахети сталкиваются с проблемами реализации. В чем причина снижения продаж и сможет ли брендированный картофель завоевать местный рынок, об этом EastFruit узнал у главы Ассоциации ахалкалакского картофеля Махарэ Мацукатовым.
— Г-н Махарэ, какими свойствами отличается ахалкалакский картофель?
Ахалкалкский картофель растет на черноземе, климатические условия здесь идеальны – температура не превышает 25-30 градусов в вегетационный период. С другой стороны, заболевания, характерные для картофеля, физически не развиваются выше 1 500 метров над уровнем моря, а наш картофель произрастает на высоте 1 800 -2 000 метров. Посадочные работы начинаются в конце марта, а собирают урожай с сентября до конца ноября. В Ахалкалакском муниципалитете ежегодно картофель высаживают на территории около 8 000 гектаров, но средний показатель урожайности здесь низок – 15-17 тонн с гектара, в Ниноцминдском муниципалитете эта цифра еще в 2 раза ниже. Ахалкалакский картофель продается как в регионе, так и крупных городах Грузии. Продукцию закупают перекупщики, часть картофеля фермеры развозят сами.
— С какими проблемами сталкиваются местные картофелеводы?
Мы все еще не смогли вывести на местный рынок фасованную продукцию. 2 года назад встретились с представителями крупных розничных сетей и предложили им выставить на прилавках фасованный ахалкалахский картофель с соответствующей маркировкой и этикетками. В ответ нам заявили, что местный потребитель привык отбирать продукт собственноручно, поэтому эта идея не сработает. Но эксперимент все же провели – на прилавках трех филиалов сети «Смарт» разместили фасованный картофель с этикетками рядом с развесным. Через несколько дней нам позвонили и сказали, что еженедельно хотят получать от нас по 3 тонны фасованного картофеля в каждый из трех филиалов, то есть потребитель доверился нашему бренду и стал закупать фасованный продукт, несмотря на то, что он стоил на 20 тетри ($0,08) дороже развесного картофеля.
Но проблема заключается в том, что, несмотря на высокий спрос со стороны розничных сетей, у нас нет современных складских помещений, где можно было бы паковать и регулярно поставлять продукцию в Тбилиси. Мы продолжаем работать над этим вопросом, но пока что безуспешно. Современный склад вместительностью 1 000-1 500 тонн – дорогостоящий проект стоимостью 1,5 миллионов лари ($ 650 000). Мы обратились в госпроект «Производи в Грузии», получили оттуда льготные предложения и должны были собрать лишь 10% стоимости проекта. Но проблема в том, что грузинские банки для выдачи кредита потребовали огромный залог в миллион лари ($400 000) — cсоответственно, проект был приостановлен.
— Кто является вашим основным конкурентом на местном рынке?
Конечно же, любой импортный картофель является нашим конкурентом, но, с другой стороны, у нас нет возможности проводить масштабный анализ рынка и, соответственно, предлагать продукт на продажу по конкурентной цене. То есть, мы ежегодно подсчитываем себестоимость нашего картофеля, но не имеем аналогичных данных по Турции, Армении, Украине, Ирану, Египту, которые являются нашими потенциальными конкурентами. На первом этапе такой анализ должно проводить Министерство сельского хозяйства Грузии, но, в дальнейшем, сектор сам должен заняться этим вопросом, поскольку участие государства в бизнесе должен быть минимальным.
Читайте также: Картофелеводы Казахстана намерены занять свою нишу на узбекском рынке
— Как Ассоциация помогает местным картофелеводам?
Ассоциация ахалкалаского картофеля на данный момент объединяет до 10 картофелеводов. Картофелеводы производят картофель по стандартам и спецификации, установленными Грузпатентом. Это означает, что мы взяли обязательство производить качественный продукт, а качественный картофель автоматически означает более высокую стоимость. По принятой в европейских странах практике, запатентованный, брендированный продукт приблизительно на 23% дороже обычного. То есть, если в Грузии килограмм картофеля стоит в среднем 1 лари ($0,4), то картофель нашего бренда с соответствующей этикеткой стоит 1,3 лари ($0,53). С другой стороны, спрос на такую продукцию более высокий, поэтому укрупнение местных картофелеводческих хозяйств автоматически приводит к совместной деятельности на рынке. Но, к сожалению, в Грузии этот процесс идет медленно, отчасти из-за пробелов в законодательной базе, отчасти от того, что у фермеров нет четкого понимания, как и для чего работают Ассоциации или кооперативы. Проблема с реализацией обусловлена еще и тем, что зачастую картофелеводство воспринимается местными производителями не как бизнес, а как продолжение традиции отцов и дедов. Мы в Ассоциации убеждены, что правильный анализ позволит нам не только освоить местный рынок и предоставить потребителю продукт высокого качества, но кроме того, у ахалкалакского картофеля есть потенциал занять нишу на рынках Средней Азии.
Ранее East-Fruit писал, что правительство Турции намерено разрешить импорт картофеля и лука, что вызвало недовольство местных производителей.