На летней конференции ореховодов РМ, прошедшей на текущей неделе, глава минсельхоза MADRM Джоржета Минку заверила операторов отрасли в том, что правительство изучает дополнительные возможности государственной поддержки отрасли. Для этого Кабинетом министров будут проанализированы «методы, которые продемонстрировали свою высокую эффективность в прошлом».
С середины прошлого десятилетия в Молдове действовала система поддержки ореховодства, в рамках которой трейдеры-экспортеры ореха перечисляли определенные суммы (в разные периоды – 0,5-1,5% от инвойсной цены экспортируемой продукции) в спецфонд развития ореховодства. Эти средства использовались в целях развития научно-практической и питомниководческой базы отечественного ореховодства.
Затем на смену этим сборам пришел налог – «на источник выплаты», действующий по сей день. Трейдеры должны перечислять в госбюджет 2% (несколько лет назад эта выплата была увеличена до 5%) от той суммы, за которую орех приобретается у физлиц – с отражением в соответствующей документации их персональных данных. До недавних пор трейдеры считали, что этот налог не способствовал развитию ореховодства – лишь «выдавливал» физлиц-сборщиков орехов «в тень», то есть – стимулировал контрабандные поставки продукции, собранной с аллей у дорог и лесополос, через Приднестровье в Украину. По мере развития орехового бизнеса в соседней стране ситуация изменилась. Однако недовольство молдавских трейдеров «правилами игры» осталось.
Читайте также: Прогноз: в 2019 году производство ядра грецкого ореха в Молдове составит около 9 тыс. тонн
Помимо новых мер поддержки ореховодства, правительство РМ намерено бороться с монополизацией экспорта орехов. Так, на текущей неделе вступит в силу решение Кабмина о создании межведомственной комиссии «по анализу монополии экспорта грецкого ореха». Ранее в молдавских СМИ была растиражированы сведения о том, что не менее двух третей экспортируемого из страны ореха приходится на три крупнейшие компании. При этом трейдеры меньшего масштаба в прошлом сезоне жаловались на то, что госструктуры (таможенная служба и прокуратура) блокируют их экспортные поставки.