Российские овощеводы жалуются на то, что прибыльность выращивания традиционных овощей и картофеля в стране в 2019 году упала до критически низкого уровня, при котором прибыль получают лишь единицы. Это происходит, несмотря на ограничение импорта (антисанкции) из стран Евросоюза, США и Украины, а также на огромную государственную поддержку сельского хозяйства и отрасли овощеводства, в частности.
В чём же причины и стоит ли картофелеводам и овощеводам России ожидать улучшения ситуации? Аналитики EastFruit предлагают своё видение ответов на данные вопросы.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что наиболее сложная ситуация складывается в тех категориях продукции, которые подлежат максимальному уровню механизации производства. Благодаря хорошему доступу к кредитам, российские производители смогли закупить достаточно современную технику, построить качественные хранилища, приобрести оборудование для доработки, очистки, мойки, сортировки и упаковки таких картофеля, моркови, столовой свеклы, капусты и лука. Наличие крупных земельных массивов позволяло реализовывать масштабные проекты, которые в незначительной степени зависят от наличия трудовых ресурсов.
В результате, производство традиционных овощей «борщевого набора» и картофеля в России постоянно росло и повышалось их качество. Это очень хорошо видно по динамике импорта. Например, в сезоне 2017/18 годов (июнь-май) Россия импортировала 685 тыс. тонн товарного картофеля, но уже в сезоне 2018/19 годов импорт снизился более чем в два раза – до 317 тыс. тонн. Импорт лука, моркови и свеклы также ежегодно снижается, хоть и менее резко. При этом импорт идёт, преимущественно, в азиатскую часть России и уральский регион, благодаря географической близости к Китаю и странам Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан), откуда поступают дешёвые внесезонные овощи в весенний период.
Одновременно с этим растёт и экспорт овощей и картофеля из России. В сезоне 2018/19 годов Россия поставила 47 тыс. тонн товарного картофеля в Азербайджан и значительные объёмы продукции на неподконтрольные правительству территории Украины. Семенной картофель российского производства также активно экспортировался в Азербайджан и страны Центральной Азии.
Также примечательным событием стало резкое увеличение экспорта лука репчатого в Сербию и Молдову (16 и 12 тыс. тонн за сезон соответственно). Но наибольший резонанс вызвал экспорт российского лука в страны Евросоюза – в частности в Румынию, Польшу, Эстонию и Литву.
Читайте также: Праздник приближается: на рынке мандарина в России начинается предновогодний ажиотаж
Казалось бы, всё хорошо, если бы не падение цен на продукцию, которое происходит уже два сезона подряд. В настоящее время, цены на капусту в России, например, уже почти в два раза ниже прошлогодних и составляют 10-11 руб/кг (16-18 центов США). Продать морковь оптом можно в среднем на 1 руб/кг дороже, а свеклу – на 1 руб/кг дешевле, чем капусту. При этом снижение цены по отношению к прошлому году по моркови составило в среднем 8%, а по свекле – 15%.
Цены на лук за год снизились в среднем нам 15% и составляют около 12 руб/кг – эквивалент 19 центов США. Ещё более существенно подешевел картофель – в среднем на 20% за кг. Купить картофель оптом у фермера можно за 8 руб/кг (13 центов США), что, по мнению картофелеводов, совершенно не покрывает затрат на производство продукции. И это, несмотря на то, что в сезоне 2019/20 годов Россия ещё более активно экспортирует картофель в Украину, Молдову и другие страны.
Спасти овощеводство России мог бы системный экспорт корнеплодов, клубнеплодов и других овощей. Однако с этим есть определённые проблемы. Прежде всего, вся плодоовощная торговля России настроена на импорт продукции, и развернуть её в обратную сторону очень нелегко. Производители же сами не имеют необходимого опыта в экспорте, а логистика, учитывая отдалённость производственных регионов России от потенциальных стран-импортёров, оказывается достаточно дорогой, и часто стоит больше, чем сама продукция. Ну и не следует забывать о том, что выращивание и подготовка овощей к длинной логистике, а также требования импортёров к сортовому составу, качеству и упаковке овощей могут сильно отличаться от тех, которые существуют в России.
Может быть есть надежда на внутренний рынок? Можно ли его расширить? Аналитики EastFruit считают, что это будет сложно сделать, потому что потребление традиционных овощей снижается. Потребители всё чаще предпочитают более экзотические овощи и фрукты. Да и сама демография России не позволяет надеяться на большое увеличение количества потребителей.
При этом затраты на производство овощей и картофеля в РФ продолжают расти, так как дорожает ГСМ, растут заработные платы, дорожают элементы технологий, которые приходится импортировать и снижается уровень господдержки овощеводства. А значит ожидать роста прибыльности бизнеса очень сложно.
Будут ли российские овощеводы и картофелеводы снижать площади под продукцией в новом сезоне? Вероятнее всего, определённое снижение площадей под урожай 2020 года будет. Однако оно не может быть очень значительным по большинству позиций, кроме капусты. Дело в том, что приобретённое оборудование и техника для выращивания, хранения и доработки овощей, являются специфичными и не могут быть использованы в других отраслях. Поэтому отказаться от производства – это значит списать десятки миллионов долларов инвестиций на убытки. Далеко не каждый инвестор согласится на это. А значит в следующем сезоне, если не случится серьёзных климатических аномалий, существенного повышения доходов сельхозпроизводителей от выращивания овощей и картофеля может и не произойти. И вот уже тогда многие могут начать задумываться над целесообразностью продолжения данного бизнеса.
Очевидно, что овощеводство и картофелеводство России будут оптимизироваться. Преимущество будет у тех предприятий, которые находятся вблизи крупных городов, имеют высокий уровень технологий и полную механизацию всех процессов. Также неплохие шансы у тех, кто сможет наладить экспортную логистику и перенастроить производство на потребности перспективных рынков сбыта. При этом в бизнесе останутся не обязательно самые крупные, но точно лишь наиболее эффективные из существующих предприятий.