Бизнесмен Евгений Харлан твердо уверен, что современный ягодный бизнес невозможен без новых технологий и инноваций. Свое ягодное хозяйство «Никдария» (ТМ «iBerry») он также строит таким образом, чтобы можно было управлять процессом даже с помощью мобильного телефона или ноутбука. Об амбициозных планах и бизнесе своей мечты он рассказал в интервью EastFruit.
Об «умных» технологиях и инновациях в ягодном бизнесе
— Евгений, расскажите, как Вы пришли в ягодный бизнес, чем занимались ранее?
— Путь в ягоды я бы назвал тернистым. По профессии я экономист-международник, дипломат и переводчик французского языка. После учебы занимался издательским бизнесом, потом более 10 лет работал в банковском секторе. Защитил кандидатскую по продовольственной безопасности, сейчас пишу диплом для защиты на курсе MBA.
В 2015 году я решил закатать рукава и заняться собственным бизнесом. Было несколько вариантов, но главное я хотел, чтобы бизнес был производственным и имел экспортный потенциал.
Как и все энтузиасты, начинал инвестировать свои деньги, позже подтянулись единомышленники. Сейчас я уже не столько инвестор и даже не директор, а идеолог проекта, директор по стратегии и развитию. Наша компания управляет ягодным проектом размером около 100 га в Радомышльском районе Житомирской области, и мы не собираемся на этом останавливаться.
— Почему выбрали такую культуру как голубику? Какие сорта используете?
— Все просто – в первую очередь, это полезная, а потом уже вкусная, красивая и модная культура. В этом году мы собрали небольшой, так называемый сигнальный урожай ягод. Уже через несколько лет планируем выйти на полное плодоношение. Используем посадочный материал как мировых лидеров – Fall Creek и Kusibab-Wyka, так и наших передовых питомников – «Фрутек» и «Долина Агро». Сорта у нас стандартные – Duke, Chendler, Bluegold, Bluecrop, Spartan, Elliot.
— Вы назвали свою торговую марку iBerry. Почему?
— В нашем понимании приставка «і» должна подчеркнуть стремление к инновациям. Это не означает, сломя голову инвестировать в новые технологии, не думая о том, за сколько это будет окупаться. Как раз наоборот, мы за здравый смысл, и правильные решения.
— Вы утверждаете, что современный фермер может управлять фермой с помощью мобильного телефона. Звучит, как минимум, фантастически. Неужели это правда?
— Да, благодаря новым технологиям – это реально. Сейчас, находясь в любой точке планеты с помощью специальных программ телефона, планшета или ноутбука я могу полностью управлять системой полива, получать статистику производства, контролировать ошибки системы и оперативно получать информацию о сбоях в работе оборудования. Даже очистка фильтростанции полностью автоматизирована. По такому же принципу работает метеостанция. В режиме он-лайн мы видим температуру, осадки, информацию о силе ветра. Параллельно ведется исторический протокол всех данных и сохраняется в облачном сервисе. Через год у нас будет достаточно статистических наблюдений розы ветров, и мы приступим к анализу целесообразности строительства ветрогенераторов и солнечных батарей.
В каждой клетке поля у нас стоят специальные датчики, так называемые вотермаки, которые очень точно измеряют влажность почвы. Мы никогда не поливаем поле на «глаз» или когда захотелось агроному, все делаем с подсказками приборов. AgriLab сделали нам интерактивные карты, благодаря которым анализ грунта мы видим в привязке к Google картам со всеми координатами. Сейчас ждем поставку экспресс-лаборатории компании Horiba для анализа грунта, воды и листа.
Учет трудовых ресурсов также автоматизирован и контролируется дистанционно. На поле установлен специальный датчик отпечатков пальцев, который в режиме он-лайн ведет учет работников. Я могу посмотреть все рабочие документы: сколько людей сейчас работает на поле, когда кто приходил, уходил, болел и прочее.
Вся наша техника, тракторы, машины оборудованы GPS-датчиками ведущими онлайн контроль передвижения и архивирование истории данных. Нам не нужно спрашивать, где и когда охрана патрулировала территорию – достаточно загрузить архив на веб-странице. А еще, территорию, кроме охраны, патрулирует дрон. Охранники пока боятся им управлять, но думаю, мы сумеем поменять их отношение к этому гаджету.
— В чем идея этих инноваций и технологичности? Какая цель?
— Наша главная идея – это построить максимально прозрачный и понятный бизнес. Поскольку собственники бизнеса находятся далеко от поля, то бывать каждый день на объекте они не могут. При этом, они хотят иметь максимальный доступ к информации, а мы должны этот доступ им обеспечить таким образом, чтобы можно было удаленно контролировать и при желании, даже управлять этим бизнесом. Все данные о работе должны быть не на бумаге или в блокноте, а в электронном виде, на экране монитора. Так легче анализировать инвестиции и планировать работу.
Следует сказать, что мы к этому шли постепенно. Сначала у нас даже 2G мобильная связь толком на поле не работала. Тщетно потратили год на переговоры с мобильными операторами, а не добившись результата, сами профинансировали установку 32-метровой вышки, заказали усилители сигнала. Провели спутниковый интернет, до конца года установим усилители GSM-сигнала, чтобы покрыть устойчивой мобильной связью нашу площадку. Если опыт будет удачным, хотим подарить аналогичное оборудование селу, возле которого мы работаем. По сути, сейчас мы учимся делать хозяйство европейского образца. Уже внедряем у себя на поле стандарты GlobalGAP, недавно получили органический сертификат на землю, это предполагает максимальную прозрачность производства.
— Создается впечатление, что стараетесь учитывать каждую деталь. А ввести технологии – это тоже Ваша идея?
— Поверьте, до идеала нам далеко, ягодный бизнес слишком сложный. Идея максимально внедрять инновации – моя. Все началось с того, что я обожаю мастерить что-то руками. У меня дома большой аквариум, но человек с моим распорядком дня не в состоянии по графику менять в нем воду, вносить удобрения для растений и кормить рыбок. Как я не старался, но достигнуть баланса в аквариуме не удавалось. Вот я и решил максимально автоматизировать этот процесс: сам спаял трубы, автоматизировал слив и подачу воды, собрал систему подачи углекислого газа, отыскал на китайских сайтах медицинскую помпу для подачи удобрений в аквариум, заказал самодельный модуль управления системой, установил автоматизацию на систему обогрева и охлаждения. Одним словом, сегодня мой аквариум разве что разговаривать не умеет. Вот теперь мой подход пригодился и в бизнесе. Конечно, без человеческого фактора не обходимся, но современные технологии работают.
О рынке ягод, кооперации усилий и возможности дополнительного заработка
— С чего Вы начинали закладку плантации?
— С поиска земли. Проехали все районы Житомирской области, брали пробы для первичного анализа грунта, cмотрели, как лучше подводить электричество, где брать воду, трудовые ресурсы. Важно изначально составить ясную картинку о своей площадке, чтобы потом избежать «сюрпризов». После выбора площадки, мы решили провести развернутый агрохимический анализ почвы, который четко позволил нам подготовить ее к посадке и разработать оптимальную структуру субстрата.
— А с каких предприятий брали пример?
— К сожалению, в Украине ягодные хозяйства очень закрыты друг от друга, мало делятся информацией. Когда мы начинали, только «ФруТек» и «Украинская ягода» готовы были показать, как в их понимании работает ягодный бизнес. Отрасль имеет большой потенциал, однако ни одной специализированной конференции/конгресса по голубике в Украине до сих пор не было. Нет дискуссии, никто публично не делится успехами, не рассказывает о проблемах. А насколько было бы классно поставить один общий/совместный стенд, например, на выставке Fruit Logisticа с нейтральным брендом «Blueberry! Ukraine Now»? Но нет, ментальность «там, где два украинца, – там три гетмана» очень мешает работать. Надеюсь, скоро это изменится.
— Как Вы считаете, имея большое количество игроков Украина может стать «голубичным» государством?
— Если говорить глобально, я бы не хотел, чтобы наша страна стала «голубичным» государством. Должны развиваться и другие отрасли экономики, а не только сельское хозяйство. А что касается ягодной отрасли, то, безусловно, в ближайшие годы именно голубика станет локомотивом, она на пике моды.
— Многие фермеры на сегодня со скепсисом относятся к выращиванию голубики, и даже прогнозируют существенное падение рынка. Это правда?
— С точки зрения абсолютных значений – нет, производство будет расти геометрически. Но с точки зрения маржинальности нас ждут тяжелые времена. Легко заработать денег на голубике, как это было раньше, уже не получится. Потому важно повышать эффективность, создавать свою уникальную ценность, думать, как себя позиционировать на рынке и делать ягоду экстра-класса.
— Вы упомянули, что получили органический сертификат. То есть, в ассортименте появится органическая голубика?
— Да, мы выделили в отдельное юридическое лицо и 12 га полностью изолированных площадей, получили органический сертификат на землю. Будем там тестировать модель органического земледелия. Думаю, что опыт реализации органического и стандартного поля одной командой менеджеров в полностью идентичных климатических условиях с одинаковой техникой, но разными СЗР и удобрениями, будет уникален для Украины. Скоро мы узнаем, какая бизнес-модель более эффективна.
— Кроме голубики, Вы заложили также жимолость и спаржу. Чем продиктован выбор именно этих культур? И о каких объёмах производства идет речь?
— Что касается жимолости, то на момент создания нашего проекта это была дань моде. Так сказать, еще один кейс нишевой ягоды для оценки экономической эффективности с точки зрения инвестиций. Я слышал много мнений, но рискну высказать свое. На сегодня я не понимаю, что такое жимолость и рынок ее сбыта. Мы посадили три гектара, она только будет плодоносить, корчевать рано – будем смотреть на ее возможности.
Спаржи у нас пока один гектар, но весной следующего года планируем досадить еще 10 га. Это не отдельный проект как жимолость или органическое поле, а часть нашей ягодной стратегии, и наше конкурентное преимущество среди других производителей голубики. Почему? — Хочу сохранить интригу!
— С выращиванием ясно. А как убирать ягоду будете, тоже с помощью машин, а возможно, роботов?
— С роботами – идея хорошая. Однако быть первопроходцами мы не хотим, пока предпочитаем перенимать чужой опыт. Сейчас мы рассматриваем все возможные варианты, ищем оптимальное решение как для сбора, так и для продажи ягод, планируем каналы сбыта. Одно дело думать, другое – положить на бумагу, третье – сделать. Сейчас важно понимать каким образом проводить сбор и каким будет послеуборочное хранение и сортировка. Уже есть несколько предложений и по хранению, и по охлаждению, пока просчитываем стоимость и возможности. Уже сейчас понятно, это будет промежуточное решение, масштабный холодильник под ягоды построим через три года. Мы уже посетили несколько хозяйств, посмотрели, как они это делают, есть свои задумки по оптимизации процессов под нашу специфику.
О выборе агронома, контроле сотрудников и социальных проектах для села
— Часто приходятся слышать о том, что главное в фермерстве, это не только найти правильного грамотного агронома, но и удержать его?
— Важно не удерживать, а создавать людям нормальные условия для работы, мотивировать их, вдохновлять. Для меня наш агроном не только работник, но и друг, и товарищ, как и все остальные, кто трудится у нас. Большинство людей я знаю по именам, со всеми здороваюсь за руку и всегда открыт к общению, предложениям. Стараюсь знать, кто чем живет и о чем думает. Предпочитаю глобальные вещи обсуждать с коллективом лично. Если возникают судьбоносные решения, то объясняю всему коллективу свою позицию, мотивы. У нас есть на предприятии даже специальная книга, в которой сотрудники могут написать все что желают, в том числе и анонимно – я обязательно прочту. Самое ценное, что нам удалось с сотрудниками выстроить доверительные отношения – они знают, что если мы даем обещание, то обязательно выполняем, даже если в итоге наши договоренности окажутся для проекта проигрышными, но также и они, если дают честное слово – должны выполнить.
Возвращаясь к агроному, то он у нас своего рода VIP-персона, в следующем сезоне он будет по субординации важнее меня и директора, ведь именно от него, в большинстве своем, будет зависеть, какой урожай голубики мы получим. Поэтому мы стараемся оказать ему максимальную поддержку, наняли в помощь агронома и готовы взять еще. Только за последний год моего агронома пытались дважды переманить в другие компании с большим уровнем зарплат. Но я знаю, что он меня не подведет. Ведь на вершине пирамиды Маслоу не деньги, а кое-что другое. Наш агроном живет этим проектом, точно также, как и я.
— Сегодня Вы не только занимаетесь фермерством, но и помогаете техникой другим хозяйствам на аутсорсе. Кто является клиентами и сколько это стоит?
— Помню, когда мы начинали заниматься голубикой, то не могли собрать полный комплект необходимой техники в аренду. В итоге пришлось покупать ее самим, потом нанимать людей, обучать. Сегодня нам данная техника уже не нужна, а продавать ее не хотелось бы. Как это часто бывает, совершенно случайно мы открыли для себя незаполненную нишу услуг и появился клиент, теперь мы первые в этом направлении, и любые хозяйства могут взять нашу технику в аренду. Мы начали предоставлять услугу месяц назад. Сейчас мы уже делаем плантацию размером в 10 га, есть еще один заказ. Все остальные – на стадии переговоров. Получилось чудесно, нам не нужно переучивать на прочие операции узкоспециализированных сотрудников, мы можем дать им работу, а они могут делать другим клиентам такие же плантации, как у нас, и зарабатывать достойную зарплату. Что касается цены, то на мой взгляд, всем кто делает плантацию менее 20 га однозначно рентабельнее нанимать нашу технику и специалистов.
— Не боитесь, что Ваши специалисты могут допускать ошибки при закладке плантаций, ведь это чревато?
— Нет, я не боюсь. Клиенты приезжают к нам, видят, как мы все у себя сделали – хотя так же. Кроме того, к процессу подключен наш агроном. Наше преимущество – это опыт, но если нас не просят, мы не даем рекомендаций, придерживаемся правила: со своим уставом в чужой монастырь не ходить. Кроме того, у нас на всей технике стоят GPS-датчики, мы понимаем, когда и сколько она работала, выходила за пределы территории, на которой она должна работать, или нет. Дело даже не в технике, а в подходе – мы уверены, что наши специалисты могут показать максимальный результат. Вот, например, на нашей плантации год назад мы могли профинансировать подготовку 80 га, однако подготовили только 25. В этом году за то же время с тем же количеством людей мы подготовили площадку под 70-80 га. То есть за год мы научились делать те же операции, но только в три раза быстрее и качественнее.
— Как это у Вас получилось?
— Весь прошлый год все производимые операции мы документировали и табелировали, определяли норма-часы и последовательность операций, анализировали, что можно поменять, изменить, укрупнить или заменить. Далее наняли консультантов, которые положили все наши расчеты в Microsoft Project и построили график работы персонала и техники на весь 2018 год. Самое главное и сложное было убедить ТОП-менеджмент компании в реальности намеченных планов. Потом все пошло как по маслу. В этом сезоне, приходя на работу утром, наши работники уже знали какой объём работы им нужно выполнить, для того чтобы вписаться в норматив. Если они превышали норму, то переработка учитывалась по двойному тарифу.
— Звучит отлично, но как это реально можно проконтролировать? Вы просто платите ему за день работы и все…
— В конце каждого рабочего дня у нас существует контроль работы, что выполнили и насколько качественно. Лично я люблю использовать дрон для визуального контроля выполненной работы по результатам трудового дня. Следует сказать, мы сознательно ушли от оплаты по часам/дням. У каждого работника есть минимально гарантированный размер оплаты трудового дня, и даже, если он просто условно пролежал весь день под деревом, он все равно получит минимальные деньги. Но эта ставка неинтересная, потому что выполнение/перевыполнение нормативов материально поощряется с прогрессивной шкалой. Двойная ставка зарплаты для нас совсем не фантастика.
— Ну а если сотрудник, к примеру, не явился на работу? Как Вы узнаете?
— На входе на ферму стоит специальный сканер и человек попадает внутрь только по отпечатку пальца и точно также выходит прикладывая свой палец к устройству. Никаких карточек, списков – ведь это легко подделать. Не скрою, сначала было сложно уследить, чтобы люди были на местах с 8 до 17.00 с понедельника по пятницу. Но когда они поняли нашу систему, все стало на свои места. Мы ломаем стереотипы, уверяем их что хватит сидеть на пособии и субсидиях, думать только о нелегальной работе, нужно работать официально. Нужно быть социально защищёнными с одной стороны и морально ответственными перед работодателями с другой. Горжусь тем, что сейчас у нас нет особой текучки кадров, на которую жалуются другие хозяйства. Более того, люди нам верят, даже семьями работают, приводят мужей и жен, многие, кто опрометчиво ушли от нас раньше, сейчас возвращаются назад.
-А как местная власть восприняла идею голубичной фермы? Поддержала Вас?
— Это очень интересная история. Сначала мы хотели работать в соседнем селе Пилиповичи, но местные жители и глава села, мягко говоря, не восприняли нашу идею. По непонятным для нас причинам там враждебно восприняли нашу бизнес-инициативу. Поэтому выбрали другую локацию, получили поддержку местного руководства и начали работать, а люди получили работу. Позже, мы заключили социальное соглашение с администрацией района о поддержке сел. Теперь помогаем: финансируем ремонт дорог, оплачиваем школьное питание детей из финансово необеспеченных семей, помогаем ремонтировать районную пожарную часть, местный медицинский пункт, спонсируем рождественские праздники, обустроили секцию настольного тенниса. В планах – запуск бесплатного рейсового автобуса от наших сел до районного центра, закупка оборудования для улучшения работы мобильной связи, зарыбливание местного водоема, обустройство мест отдыха для местных жителей, и многое другое.
— Не задумывались о масштабировании бизнеса к примеру, в другом регионе?
— Конечно задумывались. Наша политика открытости к диалогу приносит свои результаты. Идей много, потенциальных инвесторов тоже хватает и не только из Украины. Мы очень довольны профессиональным подходом к вопросам частного бизнеса как руководства Житомирской области, так и руководства Радомышльского района. Приятно удивлены прозрачностью отношений и скоростью принятия решений государственными органами. Скажу даже больше, уже есть пару проработанных нами площадок с полным анализом грунта и прочих условий для реализации проектов под ягодные культуры и спаржу. Я думаю, с Божьей помощью продолжение не за горами.