Импорт мандаринов в Юго-Восточной Азии вновь вырос в сезоне-2023/24 после двух предыдущих сезонов снижения, сообщает EastFruit. За первые 11 месяцев текущего сезона (июль 2023 г. – май 2024 г.) ключевые импортеры из региона (за искл. Вьетнама) импортировали чуть менее 440 тыс. тонн мандаринов, что уже на 8% больше, чем за весь предыдущий сезон. Учитывая текущие тенденции, итоговый результат может уступить лишь рекордному сезону-2020/21, когда в регион было ввезено чуть более 500 тыс. тонн этих цитрусовых.
«Юго-Восточная Азия без Вьетнама имеет потенциал ежесезонного импорта мандаринов в половину миллиона тонн. Последний отдельно импортирует 200-300 тыс. тонн этих фруктов ежегодно. Соответственно, весь регион может импортировать до 800 тыс. тонн мандаринов за сезон. Это ненамного ниже объемов ежегодного импорта в россии (820-960 тыс. тонн), а также превышает совокупный показатель ЕС и Великобритании (720-770 тыс. тонн) или США и Канады (540-650 тыс. тонн). При этом, в отличие от рынков Европы или Северной Америки, большинство стран Юго-Восточной Азии будут в ближайшие годы иметь стремительные темпы роста потребительского рынка, открывая широкие возможности для новых поставщиков», — комментирует Евгений Кузин, аналитик плодоовощного рынка в проекте EastFruit, международный консультант ФАО.
Помимо Вьетнама, список ключевых стран-импортеров мандаринов в регионе включает Филиппины, Индонезию, Таиланд, Малайзию, Гонконг и Сингапур. Важно отметить, что с сезона-2018/19 каждая из указанных стран смогла увеличить объемы импорта этих цитрусовых. При этом только в Филиппинах и Таиланде рост импорта варьировался в пределах 2-4%, тогда как в остальных странах этот показатель составлял 18-34%. В свою очередь Тайвань является единственной страной региона, которая иногда может даже становиться нетто-экспортером мандаринов, хотя и с довольно малыми объемами экспорта.
«Основным поставщиком мандаринов в регион выступает Китай с долей в 61-68% в общем импорте в Юго-Восточной Азии (за искл. Вьетнама). Китайская продукция предлагается здесь практически круглый год, но ярко выраженный пик поставок происходит в декабре-январе. Страны Южного полушария присутствуют в предложениях в основном с июля по октябрь, поэтому единственным относительно крупным конкурентом Китая в регионе остается Пакистан. И, ввиду таких сезонных особенностей, именно эти две страны могут рассматриваться как основные конкуренты Египта и Марокко в Юго-Восточной Азии», — подчеркивает Хажар Магди, консультант по международной плодоовощной торговле в ФАО.
Пока присутствие египетской и марокканской продукции в регионе – совсем незначительное. Так, по итогам прошлого сезона из Марокко в регион было поставлено 850 тонн мандаринов, а Египет экспортировал чуть более 4 тыс. тонн этих фруктов, став шестым крупнейшим поставщиком. Обе страны в основном ориентируются на Гонконг, Малайзию и Сингапур, но Египет присутствует также и на рынках Индонезии и Вьетнама. Тем не менее, в сезоне-2023/24 по целому ряду причин обе страны снизили экспорт в Юго-Восточную Азию до 630 тонн (Марокко) и 1,6 тыс. тонн (Египет).
«Логистика – это ключевой момент, который препятствовал наращиванию поставок мандаринов в регион из Северной Африки, ведь в период самого пика спроса на эти фрукты Красное море оказалось в блокаде со стороны йеменских хуситов. Тем не менее, дальнейшие перспективы Египта и Марокко в Юго-Восточной Азии – крайне интересны, тем более, что, к примеру, в 2022 г. доступ египетских цитрусовых был открыт в Филиппинах, а аналогичное решение по Таиланду ожидается в 2025-2026 гг.», — добавляет Хажар Магди.
Напомним, что 7 августа командой проекта ФАО/ЕБРР «Food Security Package SEMED – Diversifying and adding value to export markets» будет проведен специальный онлайн-тренинг «Навигация по плодоовощному рынку Юго-Восточной Азии. Возможности для Египта и Марокко». По ссылке также доступна детальная программа тренинга и регистрационная форма для экспортеров.
«Рынок мандаринов в Юго-Восточной Азии – это не только Китай, Пакистан и страны Южного полушария. И Египет, и Марокко имеют отличные возможности занять намного большие ниши, чем сейчас. У экспортеров из обеих этих стран есть давний опыт успешного сотрудничества с премиальными рынками сбыта в Европе и Северной Америке, а также множество опций предложить лучшее соотношение цены и качества не только по мандаринам, но и по большому количеству других продуктов», — уверен Евгений Кузин.
Убедиться в вариативности предложений марокканских и египетских экспортеров покупатели овощей и фруктов из Юго-Восточной Азии смогут уже во время выставки Asia Fruit Logistica (Гонконг, 4-6 сентября 2024 г.), в рамках которой командой проекта запланирована целая серия активностей, включая специальную сессию во время Asia Fruit Congress и организацию прямых переговоров между импортерами и поставщиками. Детальная информация о событиях и регистрационная форма для байеров доступны здесь.