Сезонные фрукты и овощи за год подорожали в Грузии в среднем от 25% до 44%. Причем, выросли в цене как продукты импортного, так и грузинского производства. Об этом наглядно свидетельствует сравнительный анализ цен на грузинском розничном рынке в июле 2024 года с аналогичным ценником за июль 2023 года, передает EastFruit.
В общем потоке данных, Национальная служба статистики Грузии (НССГ) привела информацию по десятке продуктов питания, стоимость которых больше всего выросла в стране за последний год. В их число вошли: фасоль, арбуз, яблоко, чеснок, баклажан, свёкла, слива, огурец и персик, сообщает Spress.ge.
TOP-10 продуктов, более всего выросших в цене за последний год
— Стручковая фасоль: годовой рост цен на 44,2%;
— Арбузы: годовой рост цен на 39%;
— Яблоки: годовой рост цен на 33,8%;
— Чеснок: годовой рост цен на 31,8%;
— Баклажаны: годовой рост цен на 30,5%;
— Свёкла: годовой рост цен на 29,2%;
— Слива: годовой рост цен на 26,6%;
— Мандарины: годовой рост цен на 25,5%;
— Огурцы – годовой рост цен на 25%;
— Персики – годовой рост цен на 24,5%.
По оценкам аналитика Вахтанга Мгеладзе, рост цен на продукты связан как с объективными, так и с субъективными причинами.
«К числу субъективных факторов относится картельный сговор ритейловых сетей, дистрибуторов и оптовиков. Они не только накручивают цены, но и не допускают продукты производителей до конечных потребителей. Дает о себе знать и чрезмерная закредитованность грузинской экономки. Аппетиты банков уже давно вышли за все рамки разумного. После окончания пандемии доходы банков подскочили примерно в три раза. Что же касается объективных причин, то они связаны как с высокой глобальной инфляцией, так и с ростом себестоимости на внутреннем рынке. После пандемии стоимость жизни в стране ощутима возросла. Это привело к увеличению расходов на оплату труда. Одновременно с этим, с окончанием пандемии возобновился отток рабочей силы из провинции в крупные города, а также наметился резкий рост трудовой миграции за рубеж. В итоге возник дефицит работников в регионах. В этих условиях многим хозяйствам стало просто невыгодно собирать урожай. В результате предложение продукции сократилось, что также повлияло на цены. Именно поэтому даже такие сезонные фрукты, как сливы, яблоки и персики стали дороже. В какой-то момент их просто некому и невыгодно стало собирать», — пояснил Вахтанг Мгеладзе.
Читайте также: Грузия совершила прорыв на рынок голубики Евросоюза в июне 2024 года!
По его мнению, происходящее на продовольственном рынке является крайне негативным явлением, как в социальном, так и в экономическом плане. — «Доходы населения вовсе не растут такими темпами, как стоимость жизни, что создает крайне негативный социальный фон. Кроме того, в результате подорожания падает конкурентоспособность грузинской продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В результате пружина еще больше сжимается. В ходе падения спроса сокращается производство, что приводит к очередному витку роста цен. В свою очередь, по вине роста стоимости продовольствия падает и туристическая привлекательность страны. Удорожание продуктов приводит к росту ценников в супермаркетах и в меню ресторанов. Эффект получается ощутимый, так, как для многих грузинское туристическое направление — это в первую очередь гастрономический туризм. Кроме того, удорожание продуктов означает рост стоимости жизни, а это в свою очередь вновь приводит к необходимости увеличения оплаты труда, что в свою очередь ведет к новому росту себестоимости товаров и услуг. Выходит такой заколдованный круг. Покончить с этим можно. Но, для этого нужна политическая воля, которая необходима для слома сложившейся порочной системы», — считает Вахтанг Мгеладзе.