Перец-чили пользуется устойчивым спросом во многих странах мира. Он широко применяется в пищевой и фармацевтической промышленности, и спрос на него динамично растет. В Узбекистане его даже стали называть «новым узбекским хлопком», так как он сулил более высокую прибыль, чем «белое золото». Основания для этого были весомые. Как сообщает AgroMart.uz, согласно маркетинговым данным, одна тонна стручкового продукта на мировом рынке оценивается приблизительно в $8 600.
Для эффективного обеспечения выполнения правительственного решения по увеличению производства острого перца в стране было учреждено ООО Сhiliuz и его региональные подразделения, которые должны были обеспечить производство и экспорт продукции.
— Планировалось выращенный в регионе красный перец экспортировать в ряд государств Юго-Восточной Азии и Европы, — говорит руководитель регионального филиала Сhiliuz Максуд Карабоев. — Однако ввоз в эти страны данной культуры временно был запрещен. С такой проблемой сталкиваются и производители других видов сельскохозяйственной продукции. В результате спрос на острый перец со стороны компаний-экспортеров резко упал, что привело к сокращению закупок.
Читайте также: Узбекские фермеры вырастили перец чили, надеясь, что маркетингом займётся государство
В настоящее время эта проблема решена: выращенный урожай закупает ООО «Бек агро» из Кашкадарьинской области.
— Фермеры планировали реализовать продукцию в свежем виде, так как перец с грядок имеет не только более привлекательный потребительский вид, но и весит значительно больше, что выгодно с коммерческой точки зрения, — рассказывает начальник отдела сельского хозяйства Джамбайского района Ботир Назаров. — Но когда пришло время собирать урожай, покупателей на свежий перец не оказалось. Чтобы вернуть хотя бы часть вложенных средств, земледельцы вынуждены были сушить перец. Когда заработала система закупок, к середине ноября компании-экспортеры закупили 142 тонны сушеного продукта. Но, если бы перец был реализован в свежем виде, его масса была бы примерно в пять раз больше, что обеспечило бы более высокую прибыль.
На формирование плантаций перца чили в Джамбайском районе весной текущего года было направлено около семи миллиардов сумов кредитных средств. Вернуть их банкам в полном объеме, да еще с процентами, фермерам вряд ли удастся. Они теряют интерес к производству данного вида сельхозпродукции, так как коммерческие риски не оправдались.
Как считают специалисты, чтобы стать конкурентоспособным игроком на рынке перца чили и вернуть аграриям интерес к его производству, необходимо сформировать эффективную систему переработки и реализации урожая. Например, компании-экспортеры должны предоставлять финансовые гарантии фермерам под будущие урожаи. Опыт также показал, что в районах, специализирующихся на выращивании красного перца, необходимо создавать высокотехнологичные производства по шоковой заморозке свежей сельскохозяйственной продукции или ее вакуумной упаковке. Это позволит доставлять ее потребителям в максимально свежем виде, не попадая в зависимость от капризов рынка.
Необходимы также современные линии по сушке, дроблению и фасовке красного перца. Словом, должна действовать рациональная цепочка хозяйствования — от производства до хранения и реализации готовой продукции. Такой системы в сегменте культивации красного перца на сегодняшний день не существует, что в результате возникшей на рынке нештатной ситуации привело фермеров к убыткам. И вместо ожидаемой высокой прибыли у многих аграриев остался горький привкус красного перца.