Банан – безусловный и многолетний лидер мировой торговли среди фруктов. Кроме того, именно банан является одним из наиболее доступных и потребляемых круглый год фруктов во множестве стран мира.
Однако аналитики EastFruit обратили внимание на интересный феномен – страны Центральной Азии, похоже, не очень любят бананы. Потребление данных фруктов в таких странах как Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и Туркменистан является сравнительно невысоким. В чём же здесь причина и сколько бананов на самом деле потребляется в этих странах?
Лидером по среднедушевому потреблению бананов среди названных стран является Казахстан. Здесь, по нашим оценкам, ежегодно потребляется в расчёте на одного жителя около 4,5 кг свежих бананов. Много это или мало?
Для сравнения, мировым лидером по потреблению бананов на одного жителя является Уганда с 270 кг бананов на человека в год. Это в 60 раз больше, чем в Казахстане. Как правило, много бананов потребляют страны, где их выращивают и откуда их экспортируют. Пару лет назад мы уже мы писали об этом в данном материале.
Однако вернёмся в Центральную Азию – на втором месте по потреблению Узбекистан, который резко его нарастил за последние годы и достиг показателя в 4 кг на человека в год. Приблизительно столько же бананов на каждого жителя потребляют и в Кыргызстане.
Читайте также: Импорт бананов в Узбекистан в 2023 году снизился на 5%
Однако особняком в этом регионе стоят две страны – Таджикистан и Туркменистан. В Таджикистане потребляют всего около 2,3 кг бананов на человека в год, а вот в Туркменистане, по нашим оценкам, всего 160 граммов, т.е. 0,16 кг на человека в год!!! Другими словами, среднестатистический житель страны не съедает даже один банан за год.
Кстати, это делает Туркменистан одним из мировых антилидеров по потреблению бананов. Даже в Северной Корее потребление бананов оценивается в 0,2 кг на человека за год.
«Столь низкое потребление бананов в странах Центральной Азии обусловлено отдалённостью стран от портовой инфраструктуры, что делает логистику очень дорогой. Кроме того, многие страны региона имеют высокие тарифные и нетарифные барьеры, препятствующие импорту экзотических для этих регионов фруктов. Ну и третий фактор – это сравнительно низкие цены на местные фрукты, особенно в сезон их массового производства», — поясняет причины Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Кстати, регион становится всё более крупным экспортёром свежей плодоовощной продукции, что, возможно, приведёт к повышению его открытости и для импорта. Подобные тенденции уже отмечаются в Узбекистане.