Правительство Египта приняло решение сократить субсидии в поддержку экспорта, включая экспорт сельскохозяйственной продукции, с 1 ноября 2024 года. В сельскохозяйственном секторе субсидии были снижены с 8-10% до 2,4-3% от выставленных счетов, сообщает EastFruit.
Среди наиболее пострадавших экспортеров сельскохозяйственной продукции оказались экспортеры цитрусовых, учитывая масштабы объемов, которые в прошлом сезоне составили 2,3 млн тонн на сумму 1,1 млрд долларов США.
Несмотря на это, Амгад Нессем, менеджер по экспорту El Teriak Farms, приветствует эту меру с облегчением, пишет freshplaza.
Он говорит: «Конечно, поначалу будет трудно адаптироваться к этой мере, но это здоровое решение, которое принесет большую стабильность сектору экспорта цитрусовых и решит многие проблемы или вредные побочные эффекты, вызванные этими специфическими субсидиями».
Экспортер поясняет: «Первое, что следует иметь в виду, это то, что в условиях недостаточных резервов твердой валюты, особенно доллара США, банки в последние годы требуют от египетских импортеров получать доллары, необходимые им для ведения бизнеса. Аналогичным образом, правила требуют от импортеров вести экспортную деятельность, чтобы сдержать эрозию резервов твердой валюты.
Читайте также: Египет обновил рекорд экспорта винограда в ЕС в текущем году
Многие импортеры перешли на экспорт сельскохозяйственной продукции, особенно цитрусовых, из-за больших объемов и того факта, что экспорт цитрусовых оставался стабильным даже во время глобальных кризисов, таких как коронавирус».
«Вы можете себе представить, какое влияние на отрасль оказывает вторжение паразитических игроков, — добавляет Амгад. — Многие из них не обращают внимания на качество апельсинов или упаковку, и даже на цену. Они могли бы экспортировать без какой-либо прибыли, полагаясь исключительно на экспортные субсидии, чтобы заработать доллары, необходимые для импорта.
В дополнение к 8% субсидии они избегают уплаты 5% банковских комиссий за получение долларов, что доводит их прибыль до 13% даже при нулевой прибыли от торговли цитрусовыми. Они даже могут позволить себе претензии на сумму до 10% от своих поставок! Экспорт свежей продукции и апельсинов был для них прежде всего финансовой деятельностью».
После значительного сокращения экспортных субсидий эта схема стала слишком рискованной и ненужной для этих «паразитических игроков», как описывает Амгад.
«Эти нарушители сельскохозяйственной экспортной отрасли либо уйдут в этом сезоне, либо переймут передовые методы, и это хорошие новости, потому что они нанесли вред отрасли. Еще лучше то, что получение субсидии теперь обусловлено отказом от 50% валютной выручки в обмен на египетский фунт банкам. Это принесет большую стабильность сектору, сделав его непривлекательным для трейдеров, не говоря уже о выгодах для экономики в целом».
По словам Амгада, непосредственными эффектами сокращения экспортных субсидий в случае цитрусовых являются сокращение объемов экспорта, рост цен и сокращение ценового разрыва между экспортерами. Он поясняет:
«Объемы экспорта будут меньше, по крайней мере в начале сезона, на рынки, которые раньше покупали египетские апельсины по низким ценам. Я имею в виду, в частности, Саудовскую Аравию и, в более широком смысле, рынки Персидского залива. Мы можем видеть это прямо сейчас: обычно, еще до начала кампании, многие паромы, направляющиеся в Джидду, мобилизовались в египетских портах, ожидая загрузки египетскими апельсинами Navel. В этом сезоне мы видели их не так много. Это возможность повысить ценность египетских апельсинов на этих рынках, так же, как конкуренция в Марокко или Южной Африке повышает ценность своих апельсинов».
Экспортер продолжает: «Ценообразование на апельсины будет более корректным и прозрачным, а не искусственно обусловленным субсидиями. Больше не будет снижения цен или расхождений между экспортерами.
В прошлом сезоне разница в цене на апельсины сорта «Навел» одного и того же качества достигала 50 долларов за тонну, несмотря на то, что затраты на обработку воском и упаковку примерно одинаковы по всему Египту. Таким образом, начиная с этого сезона, разница в цене будет минимальной, а конкуренция будет идти в сторону качества».
Сокращение субсидий будет способствовать в этом сезоне, в сочетании с другими факторами, росту цен на египетские апельсины. По словам Амгада, пересмотренное требование Global Gap является не менее важным фактором.
Он говорит: «Теперь, если вы хотите экспортировать апельсины в Европу, вы должны выращивать свою продукцию на земле, которой владеете, и с аудитом во время сбора урожая. Это сокращает количество конкурентов на европейском рынке. Эти новые меры, вместе с более низкими субсидиями и инфляцией, подняли цену апельсинов на ферме с 8-9 египетских фунтов за килограмм в начале прошлого сезона до 16 египетских фунтов в начале этого сезона».
Наконец, сокращение субсидий поможет улучшить качество экспорта апельсинов, утверждает Амгад. «Даже на рынках, где Global Gap не требуется, например, в Восточной Европе, уход оппортунистических торговцев, безусловно, улучшит качество и восстановит репутацию египетского происхождения. Эти рынки устали от плохих апельсинов, плохой упаковки или поддонов и ужесточат контроль качества. Я могу заверить, что на этих же рынках количество претензий значительно снизится с этого сезона».
Амгад заключает: «В целом, нам придется адаптироваться, и мы, несомненно, увидим снижение объемов экспорта, но это цена, которую нам придется заплатить за более сильный, более стабильный сектор. Проблемы, о которых я упомянул, не исчезнут полностью, но это путь, по которому нужно идти ради египетской экономики и интересов настоящих и серьезных игроков, будь то в Египте или в странах назначения египетской свежей продукции».