Международная конференция “Орехи Грузии: эффективность производства и маркетинга“, прошедшая в Тбилиси 1 октября, затронула актуальные для грузинских производителей вопросы.
Андрей Ярмак, экономист инвестиционного центра ФАО, считает что у Грузии есть потенциал для экспорта больших объёмов миндаля, грецкого ореха и фисташки и заметного увеличения выручки.
Но для успешной реализации урожая необходима сертификация. Координатор FAO/ENPARD Хавьер Санс Альварес упомянул в докладе, что на аграрные проекты в Грузии выделено $6 млрд. и выразил уверенность, что часть этой помощи пойдёт как раз на процесс сертификации. На необходимости сертификации грузинской ореховой продукции настаивает и представитель крупнейшей турецкой компании Olam International Бурчу Туркаи. Компания владеет в Грузии заводом по переработке ореха в г.Зугдиди (Западная Грузия), где трудоустроено, в основном, местное население.
Читайте также: Министр: Грузия должна развивать мощности по переработке сырья и выпуску готовой продукции
Потенциал Грузии в ореховой индустрии EastFruit освещает систематически, на конференции же представители профильных ассоциаций говорили о препятствиях в развитии отрасли. Руководитель Ассоциации производителей миндаля и грецких орехов Ираклий Арджеванидзе отметил отсутствие промышленных садов грецкого ореха и миндаля, несмотря на то, что в Грузии издревле произрастают эти культуры. Он обратил внимание на отсутствие научных исследований, которые бы показали состояние дел в этой области. Хотя доклад доктора сельскохозяйственных наук, представителя научно-исследовательского центра Министерства окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Звиада Бобокашвили несколько прояснил ситуацию. Доктор представил на конференции презентацию видов и сортов миндаля, которые рекомендованы для различных районов в Грузии, подчеркнув важность локальных исследований земли и почвы. По словам учёного, к сожалению, грузинские фермеры не всегда прислушиваются к советам местных специалистов, предпочитая полагаться на международный опыт, что может и не дать желаемых результатов. Как подчеркнул Звиад Бобокашвили: “Методики, успешно разработанные в разных странах, вовсе не означают, что они успешно сработают в Грузии, но международный опыт, конечно же, поможет нам в наших разработках”.
Немаловажным фактором невысоких темпов расширения масштабов ореховой индустрии (и не только в Грузии) является долгосрочная окупаемость. Но как заверила на конференции доктор Калифорнийского университета Льюис Фергюсон, даже 10 лет ожидания, после чего уже можно рассчитывать на прибыль, стоят того, поскольку Грузия обладает хорошим потенциалом для развития ореховой (в данном случае фисташки) отрасли. “Мы будем рады обучить грузинских фермеров в Университете Калифорнии, но имейте ввиду, что обучение проходит только на английском», — прокомментировала др. Фергюсон. Тем не менее, по признанию местных фермеров, инвесторы не спешат вкладываться в долгосрочные проекты, предпочитая сиюминутную прибыль. А потенциал для развития отрасли значительный — по расчётам FAO, к 2025 году Грузия будет производить 120 тыс. тонн и это только фундука.