Завышенные данные о сборе картофеля в 2024 году могли привести к дефициту в Казахстане, и как следствию — росту цен, передаёт EastFruit.
Такую версию скачка цен на «второй хлеб» со 100 до 450 тенге за килограмм привел аграрный эксперт Толеутай Рахимбеков, академик, доктор экономических наук.
Как пишет ElDala.kz, эксперт оценивает годовую потребность Казахстана в картофеле в 2 млн тонн (по норме 100 кг на каждого из 20 млн жителей страны).
Минсельхоз Казахстана сообщил о том, что урожай в 2024 году составил 2,9 млн тонн, а экспорт до начала 2025 года — 605 тыс. тонн. Получается, экспортный потенциал в 900 тыс. тонн еще не исчерпан. Однако цены уже в начале 2025 года взлетели на ажиотажном спросе, связанном с нехваткой объемов. Это и привело к решению правительства закрыть экспорт на полгода, до получения урожая раннего картофеля на юге страны.
Так что теперь вопрос заключается в том, действительно ли в 2024 году было произведено 2,9 млн тонн картофеля, как отчитался Минсельхоз РК?
Читайте также: Фиксируется высокий спрос на казахстанский картофель со стороны соседних стран
«Предполагаю, что реальный объем производства был в несколько раз меньше. Что-то около 1 млн тонн. А остальные 1,9 млн тонн, якобы, произведенного картофеля — это элементарные приписки», — считает Толеутай Рахимбеков.
Он привел несколько оснований для таких выводов.
Во-первых, ликвидацию многих мощных совхозов на смену которым пришли маломощные фермы и ЛПХ.
Во-вторых, сокращение поливных площадей в стране за последние 30 лет с 3 до 1,5 млн га.
В-третьих, отсутствие у большинства фермеров оборотных средств, без которых нельзя купить качественный семенной материал, удобрения и технику, а значит и невозможно добиться высокой урожайности.
«И наконец, в-четвертых. Обращали ли вы внимание на то, что рост цен на овощи и картофель начинается примерно 1 ноября? Почему?
А потому что уборка урожая проводится, как правило, в конце августа — начале сентября. Так вот, до конца октября мы съедаем новый урожай. Повторюсь, что годовая потребность страны составляет 2 млн тонн картофеля, а месячная 166,6 тыс. тонн. Получается, что с середины сентября, когда заканчивается уборка картофеля и до конца октября мы съедаем около 250 тыс. тонн. Возможно, 600 тыс. тонн вывезли в Узбекистан. Остается что-то около 150 тыс. тонн, то есть меньше месячного потребления.
Вот это и стало главной причиной ценового ажиотажа: просто в стране не осталось или почти не осталось отечественного картофеля урожая 2024 года», — отметил Толеутай Рахимбеков.
Эксперт также обратил внимание на вероятность приписок и по урожаю овощей. Тут несоответствие отчетностей с реальными объемами производства он оценил и вовсе как десятикратное.
«В 1991 году Казахстан произвел 954,9 тыс. тонн овощей. А в последние годы, оказывается, мы «производим» 4,7 — 4,8 млн тонн овощей в год! Как можно силами маломощных КХ и ЛПХ, на орошаемых землях площадью в два раза меньше, без техники, удобрений, пестицидов и без качественного посадочного материала выращивать в пять раз больше овощей? Надо полагать, что реально Казахстан производит в год что-то около 500 тыс. тонн овощей, а не 4,7-4,8 млн тонн», — резюмировал Толеутай Рахимбеков.