В тепличных хозяйствах Туркестанской области (Казахстан) не все гладко. Казалось бы прекрасно отлаженный процесс выращивания овощей в закрытом грунте начал давать сбои. И виновата в этом не только пандемия. О сложных временах тепличного бизнеса порталу «КазахЗерно.kz» рассказал руководитель крестьянского хозяйства «Ифтихари» Феруз Ифтихари.
Теплицы этого хозяйства начали работать в 2013 году. Построены они были не кустарным способом, а соответствовали всем современным требованиям. И долго были гордостью руководства области, ведь из них на экспорт каждый год уходило около 500 тонн овощей и помидоров. Но начиная с нынешней весны все пошло наперекосяк.
«Несмотря на то, что границы для перевозки в нашей стране были открыты, трудности с транспортировкой в связи с карантином все-таки были, — рассказывает Феруз Ифтихари. – И если обычно около 80% своей продукции мы отправляли на рынки России, то в этом году пришлось срочно переориентироваться. Тем более, что впервые были такие случаи, что наоборот, к нам из России этой весной привозили такой же товар, то есть у них там было дешевле. Невозможно оказалось реализовать его и в своей стране. Ведь если до карантина у нас закупали овощи рестораны, в которых постоянно проходили свадьбы и другие мероприятия с большим количеством людей, то начиная с весны и по сегодняшний день тойханы пустуют, а значит наша продукция ими не востребована. Долго были запрещены и выезды на природу, куда, собираясь большими компаниями, тоже люди обычно закупают овощи. То есть потребление и на внутреннем рынке уменьшилось в разы».
Местные тепличники столкнулись с тем, что некуда было девать продукты, они были вынуждены утилизировать их или продавать очень дешево, заниматься благотворительностью, раздавая бесплатно в интернаты и детские дома. И это при том, что хозяйство «Ифтихари», например, в год собирает до 800 тонн овощей: весной – чуть больше 500 тонн огурцов, осенью – 250-300 тонн томатов.
Еще одна проблема в перенасыщении рынка и выросшей конкуренции.
«У меня десять гектаров земли. Я планировал расширяться, но сейчас остановил это дело, потому что очень много теплиц строится, из-за чего возникла большая конкуренция. Уже идет переизбыток продукции. Да еще и очень сильная конкуренция появилась со стороны узбекистанских аграриев, с которыми мы в буквальном смысле не можем соревноваться, ведь энергоносители у них в разы дешевле – газ, свет. В южных областях Узбекистана вообще топить не надо, поэтому себестоимость продукции намного дешевле. И они ее постоянно везут к нам, заставляя нас продавать свой товар по цене себестоимости, — поясняет ситуацию Феруз Ифтихари, — Понимаю, что для населения хорошо, когда овощи-фрукты на базаре дешевые, а с другой стороны, наши тепличные хозяйства продают все ниже себестоимости и приходят в упадок, при этом, в основном все хайтековские теплицы финансировались государством. Это бюджетные деньги, которые нужно возвращать. Но вот выживут ли они, это вопрос. Потому что у нас раньше были субсидии, но в прошлом году их забрали, а ведь это нам очень помогало перекрывать газ и свет. Не сто процентов, конечно, но помогало, теперь же и этой помощи нет».
Читайте также: На границе Казахстана и Узбекистана построят огромный торгово- распределительный центр
Еще одна сложность тепличников в том, что нет профессиональных агрономов. По словам фермера, агрономов приглашают из Нидерландов, из Украины. В Казахстане, к сожалению, нет таких специалистов. В стране есть хорошие аграрии, но в современных теплицах абсолютно новые технологии, это совсем другое: особые технологии, другие критерии, которые надо соблюдать. Местные агрономы не разбираются в этом. Поэтому, к сожалению, казахстанским тепличникам приходится привлекать иностранных специалистов.
Феруз Ифтихари продолжает: «Можно, конечно, перейти на примитивные теплицы, но там и выход продукции гораздо меньше и качество совсем не то. Вот, например, мой товар знают и охотно берут в России. Есть даже клиенты, которые только нам доверяют. Объясняю почему: мы живем на юге, где очень много вредителей, это просто бич местных аграриев. Как с ними бороться? В основном у нас предпочитают химию. Льют пестициды направо и налево. Вроде бы убили все, а вредители через неделю снова на том же месте – опять налили. А ведь мы же все это едим! И все это попадает в наш организм. Поэтому мы в своей теплице от такого метода ушли и вместо химии теперь применяем биометод – энтомофагов. Завозим мы их в пакетиках из Нидерландов. То есть это такие маленькие жучки. Развешиваем эти пакетики с жучками на каждый куст томатов. Жучки из пакетиков выходят, бегают и поедают всех вредителей. Да, они стоят денег, но, во-первых это повышает качество продукции, а во-вторых мы получаем большую урожайность. В примитивной теплице этого сделать не получится. Поэтому остается надеяться на то, что государство поддержит тепличные хозяйства Казахстана, не даст нам обанкротиться и уступить рынок иностранцам».
Туркестанские овощеводы предлагают пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. По их мнению, в первую очередь необходимо снизить цены на энергоносители. Казахстан не может закрыть границу с Узбекистаном, но если они будут и дальше завозить свои дешевые овощи, то казахстанские производители не смогут с ними конкурировать и будут вынуждены свернуть производство.
«Значит, нужно бы как-то снова субсидировать наше тепличное производство. Уверен, что у государства наверняка могут найтись рычаги, чтобы поставить нас с тепличниками из соседней страны в одинаковые условия, с одинаковой себестоимостью продукции. Только при таких условиях у тепличных хозяйств в Казахстане снова появится шанс для развития и желание работать, обеспечивая внутренний рынок качественными овощами», — резюмирует Феруз Ифтихари.